Обряды на сжигание старого в костре. Ритуальное сжигание еды: Дно или Форос? Что нужно для церемонии

Масленица, как любой народный праздник богата на обрядовые и ритуальные действа. Именно в них и кроется тайна и красота праздника.

Многие пытаются соблюсти древние традиции. Но в большинстве случаев в почете блинные традиции и сам праздник прощания с зимой, то есть сжигания чучела.

Пищевые обычаи и символы Масленицы

Праздник перед началом Великого поста получил название .

Целую неделю люди стараются напечь как можно больше блинов и угостить ими всех друзей, знакомых, родственников.

Именно . Еще издревле их пекли из пшеничной, гречневой, ржаной муки. Подавали блины со сметаной, вареньем, медом и, главное, маслом, творогом.

Ведь в масленицу принято есть как модно больше молочных продуктов. Поэтому творог и масло, сыр и молоко, сметана и простокваша, ряженка и молочные кисели – постоянно присутствуют на столах.

И здесь сошлись как раз церковные традиции и народные обряды. Неделя по церковному календарю считается сырной. Фактически это подготовка к пищевому воздержанию. С самого начала масленичной недели употреблять любые мясные продукты категорически запрещено.

Но традиция налегать на молочную продукцию появилась задолго до Крещения Руси. И это связано с тем, что именно в конце зимы телились коровы. Значит, и молока было вдосталь.

А вот мясные запасы подходили к концу. Забивать же скот в то время, когда ожидается приплод, было глупо и нецелесообразно.

Поэтому основой рациона и становились молочные продукты. Традиции прижились и перекочевали в церковную культуру русской православной церкви.

Праздник Масленица – обряды Колодия

Название Колодий имеет еще более древние корни, чем Масленица. Обряд «колодочной жизни» в большей степени происходит с территорий Украины, Белоруссии.

Так, понедельник был посвящен ее «рождению», во вторник колядия «крестили». Среда была связана со всеми жизненными моментами. И уже в четверг колодке предстояло умереть. В пятницу проходила церемония тризны – похорон с ритуальными песнями, обильными трапезами. В субботу «оплакивали» колодку. А в воскресенье была кульминация праздника.

На всем протяжении празднования Масленицы Колодку носили по деревне. Цель была привязать ряженую куклу к холостым да к незамужним.

Но был вариант откупа. Чтобы не позориться, юноши и девушки вешали на куклу бусы, ленты.

А самим женщинам давали выпивку и закуску. Так и получалось, что к концу недели, когда устраивали проводы Масленицы, кукла была вся увешана бусами и украшена разноцветными лентами.

Брачные и женские обряды на Масленицу

Почему именно женские? Да потому, что праздник исконно имел определенную «женскость». Даже в народе можно встретить название Масленицы как Бабская неделя.

Большинство традиций и обрядов на Масленицу связаны именно с представительницами прекрасного пола.

Считается хорошей приметой на Масленицу проводить сватовство.

Именно сватовство было принято проводить особенно весело с частушками и играми на Масленицу, с катанием на санях по деревне, да на санках с горок. В древние времена было принято в эту неделю и свадьбы гулять. Однако христианская церковь запрещает жениться на масленичной неделе.

Связаны такие обряды с культом плодородия. Именно поэтому внимание заострялось на женском бытие.

Восхвалялась девственность у девушек-красавиц, девушек-невест. Превозносилось материнство у женщины-матери, женщины-хранительницы. Поклонялись мудрости женщины-старушки, женщины советчицы.

Однако негативные женские качества также не обходили стороной. Чего только стоит присказка зятя: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!».

Да это еще в то врем, когда теща с гостями у зятя на посиделках. Такой себе намек на говорливость мамы. Да и вообще все элементы похождений типа «золовкиных посиделок» относятся к «бабской» части праздника.

Блины как часть поминального обряда

Однако традиционные блины имеют поминальное происхождение. В древнеславянских традициях было приглашать за стол предков, чтобы принять участие в трапезе. А блины считались поминальным хлебом с глубокой символикой. Его круглая форма намекает на вечность, теплота блинов – это земная радость, а продукты типа молока, муки, воды – это прямой посыл о жизни.

Существовал и особый ритуал, который подтверждает поминальное происхождение блинов. Самый первый блин, испеченный на Масленицу, предназначен для «угощения покойников».

Для этого его клали на чердак на слуховое окно.

Также в первый день Масленицы было принято раздавать блины нищим, чтобы те могли помянуть усопших.

Отсюда и присказка: «Первый блин за упокой».

Один из элементов поминального обряда были кулачные бои. Или же проводились игры на Масленицу, связанные с взятием снежных городов. Такие потехи на первый взгляд совершенно безобидные.

Однако раньше эти забавы были довольно опасны. Некоторые молодцы даже рассчитывались собственной жизнью. Проводилась специальная подготовка. Мужики парились в бане перед боем и прощались с родными.

Бились до крови, хотя цели убивать не было. Кровь символизировала жертву духам усопших, а также богам.

Для мужиков это было способом выброса энергии, буйством, разухабистостью, наполненными особым сакральным смыслом.

Еще один довольно пикантный ритуал проводился на севере России, в частности в Архангельских губерниях. Обязательно назначались распорядители праздника: «Воевода» и «Масленица». В последний день праздничной недели распорядители объезжали деревню, а после на площади, где собирались все жители, они раздевались и начинали в нагом виде имитировать мытье в бане своеобразными движениями. Мог правда скидывать одеяния только Воевода, и уже в нагом виде толкать свои пламенные речи, чем и завершал народные гулянья.

В чем же был смысл такого странного «стриптиза»? Прежде всего, философский. Таким способом подчеркивались символы смерти, рождения, зачатия. Ведь и рождается человек абсолютно нагим, и зачатие проходит в обнаженном виде. Да и умирает человек с нагой душой – он не может с собой забрать ничего, принадлежащего ему при жизни.

Сжигание масленицы – это еще один обряд, который сочетает в себе поминальные и земледельческие традиции.

Само чучело было сакральной жертвой, которую приносили богам. Костер символизировал поминальный огонь. Обязательно на Масленицу водили хоровод вокруг костра. Причем для плясок собирались все жители селения, от мала до велика. Это такой первобытный танец на Масленицу был сродни ритуальных поминальных плясок на тризне. К тому же смысл ритуала еще заключался с прощанием с зимой, которую и сжигали. Это именно по зиме проводилась тризна.

А вот оставшийся от кострища пепел развеивали по полям, при этом произносились молитвы, освящавшие землю. У богов просили урожаев и хорошей погоды.

Священный смысл вкладывался и в песни на Масленицу. Девушки ходили по лесам, рощам, по берегам водоемов и распевали веснянки и частушки про Масленицу. Таким способом призывалась и сама весна, и силы добра. Люди просили саму Природу дать благословение на новый урожайный год.

Чтобы год был богатым, было принято устраивать на Масленицу народные гуляния, которые длились всю неделю. Так, была примета, что чем больше раз съедешь на санях с горы, тем лучше будет урожай льна.

А еще обязательно должны ломиться столы. И отказываться от угощений нельзя ни в коем случае. Каждый день люди ходили по гостям, для чего и были придуманы специальные названия каждого дня недели. Существовало поверье, что, чем сытнее пройдет сам праздник Масленицы, тем урожайнее будет и сам год. Поэтому Масленица и была праздником чревоугодия.

Сегодня народные традиции возрождаются. И Масленица стала одним из самых любимых праздников. А для кого-то это прекрасный повод вспомнить и те ритуалы, которые проводились нашими предками. Приводим несколько самых удачных обрядов, которые можно повторить современникам, в попытках привлечь удачу, любовь или богатство. Ведь можно не только хорошо повеселиться во время Масленицы, но и попытаться воспользоваться народными традициями.

Итак, ритуал на привлечение богатства. Такой обряд проводится за городом, лучше в лесу. Разжигается костер, в котором нужно сжечь любые старые вещи. Получается, открывается дорога новому в то время, как сжигается старое.

Но не забывайте о заговоре, который нужно произносить во время горения вещей:

«В жизни дверь новому открываю,

Ненужные и Старые вещи сжигая,

Пусть все ненужное уходит,

А Масленица мне прибыль и удачу приносит»

Интересный обряд на привлечение денег. Он обязательно поможет быстро разбогатеть без особых усилий. Для этого нужно выйти на следующий день после воскресных народных гуляний на площадь, где сжигали чучело. То есть в понедельник отправляетесь на общественную площадь и ходите там, пока не найдете любую монетку. Поднять монетку нужно девой рукой, при том приговаривая специальный заговор:

«Я раб Божий (ваше имя) шел, на пути своем монету нашел. Как я к этим деньгам пришел, так и деньги пусть ко мне в руки сами идут. Пусть сколько на праздники было людей, столько и денег у меня будет. Аминь!»

Эту монетку нужно забрать с собой домой. Ее нельзя тратить или кому-то отдавать. Хранят монетку до следующей Масленицы. Ровно через год эту монетку нужно выбросить во время Прощеного воскресенья на том же месте, где она была найдена.

Этот ритуал подойдет тем девушкам, которые не могут найти своего счастья, а так мечтают о замужестве. Он поможет найти вторую половинку и обрести счастье.

Нужно всего лишь не пропустить день гуляний. В воскресенье отправляйтесь на самую шумную площадь вашего селения, где собралось много людей для сжигания Масленицы. Станьте среди этой толпы и потихоньку повтрите заговор про себя:

«Масленица пришла, радость всем принесла. Принеси Масленица счастье и в жизнь мою, пошли мне мою судьбу. Пусть на моем пути встретиться достойный человек и позовет меня под венец. Да будет так. Аминь».

Не забудьте после этого трижды перекреститься. И мечта о замужестве очень скоро станет реальностью.

Любовные ритуалы: приворот на Масленицу

А вот тем страдалицам, чье сердце уже познало любовь, но любимый так и остается равнодушным, не замечает ее, пригодится особый масленичный приворот. Разжечь страсть в душе и сердце парня помогут блины. Но не обычные, а замешанные на святой воде.

Девушка при приготовлении теста должна прочитать приворотный заговор:

«Блины пеку, тебе понравиться хочу. Как с Масленицей к нам весна приходит, солнышко пригревает, и снежок тает, так и сердце раба Божьего (имя) ко мне рабе Божьей (имя) растает. Будет он обо мне думать и за мной скучать. Без меня тосковать и горевать. Как я скажу, так и будет. Аминь»

Теперь можно испечь блинчики и приглашать любимого на угощение.

Отведав ритуальной стряпни молодухи, парень однозначно не останется к ней равнодушной.

С блинами связано много ритуалов. Один из них проводится на здоровье всей родни.

Пекутся блинчики из обычного теста. Но непосредственно во время выпечки на сковороде нужно произносить такие слова:

«Блины жарю, здоровья себе прибавляю. Как эти блины становятся румяными, так и я становлюсь здоровее. Пусть здоровье ко мне придет, а все недуги уйдут. Слово моё крепко, а дело лепко. Аминь».

Таких блинов нужно отведать самому и угостить всех родных.

Проводить или нет ритуалы, обряды и заговоры, связанные с Масленицей – личное дело каждого. А вот отведать праздничных блинов нужно обязательно. Ведь совсем скоро начнется Великий Пост, когда рецепты с применением молока, масла и сыра попадут под запрет. Для опытных хозяек и новичков в кулинарии предлагаем познакомиться с интересной подборкой рецептов блинов в статье «Рецепты блинов на Масленицу».

Видео: обряды и ритуалы на Масленицу

Еще больше информации о масленичных обрядах смотрите в этом видео

Гори, гори… чучело соломенное, или почему кульминацией Масленицы является сожжение куклы. Масленица – яркий и веселый праздник, дошедший до нас с языческих времен. Массовые гулянья традиционно заканчиваются сжиганием соломенного чучела (куклы).

Сейчас ритуал превратился всего лишь в завершающую точку торжества. А наши предки ко всему относились куда серьезнее, и обряд не только символизировал уход зимы и наступление весны, но был залогом нового урожая. Яркий пышный костер являлся предвестником удачного года.

От древности до современности

Первые упоминания о традиции сжигания страшной куклы относится к временам существования древнерусского государства. Тогда среди языческих богов холодом и стужей повелевала Мара (Марена). Она заставляла замирать все живое до самой весны, а с ее приходом Марена на время умирала. Праздник, посвященный богине, назывался Комоедица. Как свидетельствуют письменные источники, торжества длились две недели, а чучело подвергалось сожжению в этот период несколько раз.

Материалы по теме:

Почему свадебное платье белое?

Наши предки верили, что обряд является не просто проводами зимы, но позволяет очиститься, избавляет от печалей и невзгод. Но даже больше, чем собственное благополучие, заботились люди в те времена о хлебе насущном. Сжигание чучела служило знаком возрождения плодородных земель. И смысл заключался в том, что жизнь появляется через борьбу, смерть, воскрешение, ведь именно так заново появлялась на свет, словно птица Феникс, богиня Мара.

Никакого религиозного подтекста в наше время ритуал не несет , разве что для верующих людей этой последний день перед Великим Пасхальным постом. В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли.

Материалы по теме:

Почему на свадьбах кричат «Горько!»?

Создание чучела по правилам

Несмотря на то, что глубокий смысл праздника исчез, оставив лишь веселую забаву проводов зимы, масленичная кукла изготавливается и в наше время также, как и тысячелетия назад. Основные правила можно сформулировать следующим образом:

  • В качестве материалов используются солома и старые рваные тряпки, чтобы горело ярко и хорошо – раз, как символ отживания персонажа – два;
  • Чучело создается с ярко выраженными признаками половой принадлежности одежды (встречается не только Масленица, но и Масленок);
  • Насаживается на длинный шест или кол, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека и как можно большему количеству людей;

«Одеванию», или по-другому «наряжению» куклы придавалось не менее важное значение, чем непосредственно сжиганию. Рваные тряпки, старая одежда, шуба, надеваемая мехом наверх, служили символом про это после огня должно было явиться в новом виде. В костер, на котором сжигалось чучело, также отправлялись ненужные изношенные вещи, чтобы в итоге вернуться в дом в виде достатка и благоденствия. Изготовлением чучела занимались женщины замужние, имеющие ребенка. В некоторых губерниях России к процессу привлекались молодые мужчины. Одеяние для куклы собиралась со всех крестьянских изб.

Наши предки признавали себя потомками Богов. Каждый словен-русич считал свое тело Храмом Духа Творца – Рода Всевышнего. Проводником Его Света. Потому тело и душа русича всегда были чистыми — грешно было ходить среди людей грязным и неопрятным как телесно, так и душевно. Это было поводом для насмешек окружающих сородичей. Потому тело и душу очищали издавна в бане и другими способами.

Предки всегда очень любили и уважительно относились к своим вещам: одежде, обуви, ремесленным изделиям и т.д. Во-первых, потому, что они были плодом, как правило, долгого и напряженного труда, и в них вкладывалась часть души человека. А, во-вторых, потому, что вещи, длительное время соприкасаясь с людьми, становились наполненными божественной силой Живы (жизни) и приобретали осознанность.

Потому предки считали все окружающие их вещи, сделанные руками, живыми и мыслящими. Они разговаривали с вещами, благодарили их за помощь в тех или иных делах.

Существует эгрегор вещей – мир вещей по-нашему. Мир вещей может как помогать человеку, так и вредить ему. Все зависит от того как человек относится к вещам: потребительски или с любовью.

Для того, чтобы мир вещей помогал, необходимо соблюдать два правила:

  1. Купил, обменял или получил в дар вещь – используй ее по назначению.
  2. Если в течение года не используешь вещь – продай, подари и утилизируй ее.

Использовать вещь — значит осознанно или неосознанно обмениваться с ней Живой. На Востоке Живу называют Праной, Ци. Она - Богиня, с ней можно общаться. Поскольку вещи – живые, то надо научиться чувствовать какие из них дают силу, а какие отнимают ее.

Следует правильно избавляться от вещей, которые ни разу не использовались в течение года, они занимают пространство дома и отбирают силу. Выбрасывать вещи нельзя, надо их либо дарить-продавать, либо закапывать в землю или сжигать, иначе они обижаются и отнимают силу.

Кроме того, если выбросить старую ношенную вещь, то с ней уедет на свалку и много Живы (жизненной силы-энергии), которая будет разлагаться несколько лет вместе с вещью. А это уже схоже с сильной порчей, которую по незнанию сам на себя накладывает человек.

Предки все это прекрасно знали, потому сор из избы не выносили. Весь мусор, все старые вещи в основном сжигали в печи. При этом, поскольку ткань была дорогая, то одежду из нее использовали до последнего, что называется. Перешивали, передавали по наследству в сундуках. Из совсем истрепанной одежды делали обережные куклы, половики. И только потом честно отработавшие свое куклы и половики сжигали, отпускали в Навь (тонкоматериальный мир) души тканей и весь накопившийся на них негатив.

Традиционно четыре раза в год на каждое Равноденствие и Солнцестояние делается обряд, во время которого на очистительном костре происходит сжигание старых вещей.

Если негатив раньше накапливается, то можно сжигать вещи в любое время. Мы обычно делаем это на даче. Но можно сжигать где угодно, в том числе и в печке в своем доме или бане. Лучше всего это делать на убывающей Луне, тогда Месяц дополнительно помогает убирать негатив.

На природе летом желательно в металлической бочке костер делать, либо на камнях, бревнышках или металлическом листе, чтобы не обжигать Мать Землю. Лучше специально выбрать площадку, чтобы трава и кусты случайно не загорелись. Очень хорошо это делать рядом с озером или речкой. Там ничего не загорится.

Я сжиганием занимаюсь с 1999 года. Помимо утилизации вещей еще и происходит личное очищение, когда просишь «Батюшка Огонь, очисти меня». В этот момент идет очищение трех царств внутри: золотого (голова), медного (грудь) и серебряного (живот). После этого всегда лучше находишь выход из тяжелых положений, и выходишь на новый уровень духовного роста и общественного признания.

Можно разговаривать с огнем, дышать и умываться им. Можно произнести: «Батюшка Огонь, Семаргл Огнебожич, все то зло, что мне кто-то причинил вольно или невольно, сознательно или несознательно, забери с меня, с супруга-супруги, с детей, с родителей (тестя, тещи, свекра, свекрови), с братьев и сестер. Также забери, пожалуйста, все худое с квартиры (дома)». По вашей просьбе огонь начинает вытягивать из квартиры или дома все плохое: ссоры, болезни, зависть, сглазы, порчи и т.п. Все будет прекрасно сгорать.

Можно также свою болезнь, беду и другое зло выговорить на свою одежду, и сжечь. Вращайте руку с вещью по часовой стрелке, и говорите: «Как нить прядется из кудели, так и моя болезнь переходит на эту вещь». Затем завяжите вещь узлом, и отправьте ее в огонь. В голове держите образ того, что узел завязывает болезнь в вещи. При этом надо проследить, чтобы вещь сгорела до тла вся целиком.

Аналогично можно взять вещь больного родственника, перевести его болезнь на нее, и тоже сжечь.

По опыту вместе со старыми своими и детскими вещами и обувью мы сжигаем обязательно накопившиеся волосы и ногти, а также все лишние картон и бумагу, в том числе и ту, на которой делались писанки. Писанка – это метод очистительного письма, когда человек выписывает на бумагу какие-то свои беды, болезни, страхи. Мы пишем писанки на офисных черновиках.

Выговариваем свои боли, беды и болезни как на одежду, так и на куклу Недоля. Данную куклу мы делаем периодически кому-нибудь из детей. Куклу Недоля нужно обязательно сжигать до тла. Так все плохое уходит в Навь. Старые обережные куколки тоже сжигаем, отпускаем их души с миром на волю в Навь.

От себя добавим: будет просто великолепно, если русские женщины и девушки спалят все свои мини-юбки и блузки с открытым пупком. Это сделает их значительно здоровее, сильнее и плодовитее. Хранители русской традиционной культуры постоянно подчеркивают, что крепкие семьи и здоровые дети водятся там, где женщина бережет от посторонних взглядов свои прелести: живот, половые органы и т.п.

Небольшой лайфхак напоследок: как следует утилизировать старые неиспользованные вещи, так надо постоянно чистить свой компьютер и телефон от ненужных файлов – техника лучше начинает работать. Ведь любая информация обладает способностью как наполнять силой, так и забирать ее. Неиспользуемая информация забирает силу.

В заключение уточним некоторые тонкости обряда:

  1. Когда вы проводите обряд на природе, то надо обязательно договориться с духом места. Объясните ему зачем вы пришли. Желательно какую-то требу положить: хлеб, пирожок, блинчик, мед, яблоко, монеты. Если ничего нет с собой, то просто со словами благодарности плюньте на четыре стороны света.
  2. Перед сжиганием огню также надо требу положить в костер: достаточно налить масло подсолнечное нерафинированное.
  3. Обязательно после сжигания словами поблагодарите духа места (поклонитесь с правой рукой у сердца на 4 стороны) и огонь за помощь в очищении.
  4. Старую одежду и обувь можно как сжигать, так и закапывать в землю.
  5. Во время солнцестояний и равноденствий обязательно сжигается что-нибудь из одежды, причем на вещь наговариваются все накопившиеся в семье беды, болезни, черную магию.
  6. Вещи, которые человек носил во время тяжелой болезни или травмы, сжигаются с наговором на них болезни-травмы и завязывания узла.
  7. Вещи, купленные и ношенные в несчастливом браке, после развода сжигаются с наговором на них всех семейных несчастий и завязывания узла. Также особенно женщине хорошо обстричь волосы, которые с наговором на них всех семейных несчастий тоже сжигаются в огне. Все фото, если в браке не было рождено детей, тоже лучше сжечь. После этого отрастают новые волосы без энергетики беды, и покупается новая одежда, что создаст условия для вхождения в более счастливую жизнь. Правда, также надо будет еще и душу очистить через писанки, душевную беседу и другие народные методы. И наполниться новыми силами через расширение круга знакомых, путешествия, общение с природой и добрыми людьми.
  8. Если умер тяжело больной или несчастный человек, то все его ношенные вещи лучше сжечь. Также желательно сжечь матрац (с деревянной кроватью), на котором он спал – это проход в темную Навь, который надо закрыть сжиганием на костре.
  9. Сжигать ненужные вещи лучше на стареющей луне.
  10. Надо стараться, чтобы не попадать под дым от сгорающих старых вещей, особенно заговоренных.
  11. После обряда желательно принять душ и смыть возможные остатки негативной энергии.
  12. В очистительном костре нельзя сжигать полиэтилен, пластик и другие аналогичные материалы. Но одежду и обувь из синтетических материалов сжигать в костре можно. А вот в печке одежду и обувь из синтетики сжигать нельзя.

Сергей Лазарев
Образовательный клуб «Земун»

____________________________________________________________________________________________________________

Курганные могилы с сожжением известны во всех киевских некрополях. По обряду кремации погребения делятся на трупосожжение с остатками кремации на месте и трупосожжение с остатками кремации на стороне. Последние представляют собой остатки пережженных костей, сложенных в глиняные сосуды (урны). Костры, на которых сжигали покойника, достигали иногда 2-3 метров в диаметре. Что касается предметов, сопровождавших похороненного, то они сгорали или подвергались действию огня и их численность была незначительна.
Сжигали людей различных общественных слоев. Отличия между такими похоронами заключались лишь в том, что похороны богатых (конечно, киевской знати) сопровождались большей пышностью и сложностью обряда, более богатым и разнообразным инвентарем. В рядовых курганах обнаружены остатки бронзовых перегоревших украшений (пряжек, бубенцов, застежек), железные ножи, глиняные сосуды, кости животных, мясо которых съедали во время тризны. Такие погребения принадлежали рядовым жителям старого Киева.
Но больше всего предметов было в курганах киевской знати. Интересное погребение с сожжением обнаружено в конце 90-х годов XIX в. в усадьбе Софийского собора. Из огромного кострища, находившегося на значительной глубине, особое внимание исследователей привлекла бронзовая курильница.
і Один из курганов был раскопан в 1937 г. в усадьбе Десятинной церкви, неподалеку от фундамента ее западной стены. Здесь найдены остатки сожженных человеческих костей, различные металлические и костяные изделия, подвергшиеся действию огня и лежащие в слое золы и угля. Сохранились многочисленные фрагменты костяных пластинок (накладок), украшенных орнаментом (из кружочков с точкой в середине), разнообразные бронзовые бляшки с серебряной инкрустацией (некоторые с изображением шестиконечной звезды на лицевой поверхности), бронзовая литая пряжка, наконечник от ремня, астрагалы для игры, сердоликовые и матовые бусы, глиняное пряслице. Очевидно, здесь сожжен знатный дружинник с рабыней или наложницей, на что указывают найденные предметы.
В раскопанном в 1955 г. погребении но улице Владимирской, 7-9, кроме кальцинированных человеческих костей и костей барана, в кострище найдены плечевая кость тура и обломок турьего рога, тазовая кость коня, железный наконечник стрелы, византийская монета императора Льва VI (886-912). Следует отметить, что обугленные бревна, лежавшие под тупым углом один к другому, вместе с кучей угля на глубине свыше трех метров, были, очевидно, остатками деревянной ладьи, в которой по славянскому обычаю сжигали умерших.
Типичное захоронение в ладье было раскопано в языческом могильнике, существовавшем в ранний период древнерусского города Белгорода, расположенного вблизи Киева. Погребальное сооружение представляло собой выдолбленную лодку. Рядом находилась ритуальная площадка, устроенная в неглубокой овальной выемке кострища на прямоугольном земляном возвышении, где находилась ритуальная еда.
По описанию Г. Г. Мезенцевой, ладью поставили в яму, заполненную деревом. Нос и корма были обложены глиняными валками, которые и сохранили форму этих частей. Осталась также обугленная часть борта. Сверху погребальную ладью перекрыли деревянным на-
^їкшл nr4fmu . пттamp;*amp;$*%шт

.s*.
|^сшад$іаш рід ^ аді|і ш^ггр# Ш*и№
if s* ""4
fl
Г(ША фнпы. НҐЛШПА0Л» -

Месть Ольги древлянам. Справа - древлян несут в ладье, посредине Ольга склоняется над брошенными в яму древлянами. Миниатюра Радзивилловской летописи.
стилом из перекрещенных жердей, остатки которых найдены при раскопках погребения. Во время расчистки обнаружили много кальцинированных человеческих костей и костей животных, а также битую посуду X в., железную шейную гривну, височное кольцо и другие предметы.
Обряд погребения в ладье был достаточно распространен в Древней Руси. Да и по летописи княгиня Ольга приказала закопать древлянских послов живьем в ладье.
Одним из богатейших по инвентарю оказался самый большой курган, раскопанный в 1862 г. в урочище Ба- тыева Могила. Он возвышался над значительно меньшими по высоте курганами, которых насчитывалось более 200, и содержал погребение с сожжением. Кальцинированные кости находились в высокой глиняной урне. Среди большого количества украшений и оружия отмечены ножи, топор, кресало и кремень, остатки железного ведра, а также серебряные сережки и перстень, бронзовая фибула, ожерелье из горного хрусталя и сердолика.
Господстствующее положение кургана на могильнике и наличие богатых вещей, сопровождавших погребение, позволяют предположить, что здесь похоронен какой-то знатный воин вместе с девушкой-невольницей. Аналогичное погребение описал Ибн-Фадлан, который в 921 г. наблюдал в г. Волгаре сожжение знатного русса.
По сообщению Ибн-Фадлана, сожжение - общий погребальный обычай руссов. Простых людей сжигали в ладье, которую специально строили для этого случая. Знатные и богатые сжигались с особыми почестями и приготовлениями. Умершего богатого купца хоронили в ладье, которая была основным предметом его имущества и вместе с другими вещами домашнего обихода должна была удовлетворять его загробные потребности.
Ладья вытягивалась из воды, ее ставили на деревянный помост, который поддерживали четыре сосновых и березовых столба. На самой ладье строили шатер (сруб?). Здесь стояла скамья, покрытая дорогими тканями (в том числе греческой паволокой)-ложе, на котором размещался покойник, одетый в дорогие одежды. Вместе с ним клали фрукты, крепкий напиток (мед), цветы, оружие. В ладью бросали изрубленных мечами коней, быков, собаку, петуха и курицу, которые должны были служить покойнику в потустороннем мире. Вместе с умершим сжигалась одна из девушек, дававшая на это добровольное согласие.
Всем погребальным процессом распоряжалась очень старая женщина, которую называли Ангелом смерти. Девушку, наряженную в роскошные одежды с различными украшениями (ожерелья, браслеты), душили и кололи ножами между ребрами. Затем зажигали под ладьей приготовленное дерево. Огромный костер охватывал ладыо, шатер, покойника, девушку... На том месте, где стояла ладья, насыпали возвышение из земли, похожее на круглый холм (курган), ставили деревянный столб с именами покойника и русского князя.
Сожжение - древний погребальный обычай восточных славян - руссов. Арабские писатели IX-X вв., которые под руссами понимали славянское население Поднепровья и Причерноморья, достаточно подробно рассказали об этом обряде. Кроме Ибн-Фадлана, о сожжении руссов (вместе с имуществом) писали аль-Масуди, Истахри, Ибн-Хаукаль. Масуди, между прочим, подчеркивал, что руссы сжигают покойников на огромных кострах, возлагая на тот же костер животных, оружие и украшения. Вместе с умершим сжигалась его жена, пожелавшая умереть со своим мужем, чтобы вслед за ним войти в рай.
Лев Диакон, византийский писатель X в., отметил веру русских воинов в потустороннюю жизнь, на которую они смотрели как на продолжение настоящей, с ее радостями и горестями. По словам Льва Диакона, употребляемый воинами Святослава обряд погребения - сожжение.
Обряд сожжения у восточных славян был тесно связан с верой в священный огонь, в культе которого соединялись огнепоклонничество и почитание солнца. Огонь на земле (домашний очаг) и огонь на небе (солнце) представлялись священными, так как несли благосостояние человеку.
По верованиям древних славян, огонь очищал грешных покойников и, сжигая их, открывал им царство света и вечный покой. Огонь, собственно, и переносил умерших в рай. Принимая огненное очищение, покойник в путешествии в рай становился недоступным для злых сил. Сожжение, по верованиям язычников, важнейший вид погребальной почести. По их мнению, сожжение людей в ладье, на которой они переплывали воздушное пространство и достигали вечного жилища - обители солнца, куда каждый раз уходит светило, закончив свой дневной путь, помогало быстрее добраться до жилища отцов.
Таким образом, в погребальном обряде через сожжение отражен культ солнца, которое больше всего почитали наши предки. Недаром арабские писатели называли славян-язычников солнцепоклонниками.
Обряд сожжения у языческих русских племен подтверждает и «Повесть временных лет»: «И если кто
умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах».
И хоть эти слова летописца относятся к обычаям радимичей, вятичей и северян, они также с фотографической точностью фиксируют погребальный обряд через сожжение и киевских полян. Ведь в киевских курганах отмечены и следы тризны, которую творили по случаю смерти человека, и следы кострищ, на которых сжигали мертвых, и сосуды-урны, в которые собирали кости сожженного. Археологические данные (раскопки курганов полян и других названных в летописи племен) лишь уточняют: сосуды с прахом находились не на верху кургана, а в его середине, под насыпью.

Масленица считается одним из самых древних праздников, ведь она существовала на Руси еще в языческие времена. Именно с той поры сохранились некоторые обряды, такие как выпекание блинов, сжигание чучела на масленицу и прыжки через костер.

Несмотря на то что часть ритуалов имеет некий языческий подтекст, традиции современного торжества плотно переплелись с религиозными канонами. Зачем и когда жгут масленицу, и какой смысл вкладывается в данный ритуал?

Истоки традиции

Сжигание чучела на масленицу - обряд очень важный, смысловой, напрямую относящийся к плодородию. Много веков назад верили, что через жертвоприношение можно избавиться от любых бед и невзгод. Именно поэтому само чучело изготавливалось по образу и подобию человека. К тому же, масленицу обожали обряжать в разнообразные женские платья, ассоциируя ее с уходящей зимой.

По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности?

  1. Люди верили, что вместе с гибелью масленичного чучела из жизни уходят все печали и невзгоды.
  2. Также подобный обряд был символом проводов зимы.
  3. У сжигания чучела было и еще одно важное назначение: улучшение плодородности земли, ведь через ритуальную смерть масленичного чучела к жизни возвращались плодоносные земли.

Сожжение чучела масленицы действительно было ритуалом важным и смысловым, но лишь в древности. Сейчас к нему относятся с уважением, но не более. Люди больше не верят в необходимость ритуального жертвоприношения ради увеличения будущих урожаев, превратив сожжение масленицы в увеселительную забаву, напрямую означающую начало Великого поста.

Впервые о данной традиции упоминается еще в первых письменных источниках, касающихся древнерусского государства. Тогда праздник длился не 7, а целых 14 дней, и порой за это время происходило сразу несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Для древних славян было важно не только предать образ масленицы огню, но еще и провести ритуальное захоронение пепла. Считалось, что пепел обязательно стоит зарыть в землю, поскольку это повышало урожайность полей и означало окончательный приход весны. Сейчас подобное захоронение пепла практически нигде не происходит.

Особенности создания масленичного чучела

Один из самых популярных вопросов, возникающих в преддверии праздника, - о том, зачем жгут чучело на масленицу. Особенности религиозного и языческого подтекста подобного сожжения уже были описаны выше, теперь осталось узнать, какие же существовали нюансы создания самого чучела. Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам:

Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне.

Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.

У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.

При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию.

Подробный сценарий обряда сжигания

История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.


В некоторых губерниях существовала и традиция сжигания маленьких соломенных фигурок. Такие фигурки изготавливались в нескольких экземплярах, и каждая из них означало нечто, с чем человек желает попрощаться. Так, например, сжигая маленькие чучела, человек мог пожелать избавиться от хвори или от несчастья в любви.

Интересные обряды, связанные с масленичным чучелом

Поскольку праздник был поразительно популярным, его сценарий порой заметно видоизменялся. Так, например, в некоторых губерниях не сжигали чучело, а символом торжества становились люди, наряженные на манер соломенных фигурок. Обычно символом торжества делали красивую девушку, но могли нарядить и старуху или же местного уважаемого человека.

Повозив этого наряженного в специальный костюм человека по всей деревне, люди бросали его в снег и вываливали там в течение нескольких минут.

Также видоизменялся и обряд сжигания самого чучела. В костер бросали все подряд, начиная от маленьких фигурок и заканчивая деревянными поленьями. Что же могло отправиться в такое кострище вместе с фигурой из соломы?

  • В некоторых губерниях проводили религиозное сжигание колеса из дерева, которое было символом солнца.
  • Также люди могли кинуть в костер бумажки с пожеланиями и просьбами.
  • Зачастую религиозному сожжению подвергались и старые вещи, например лапти или рубахи, и с их помощью люди пытались избавиться от напастей.

В Костромской губернии существовала традиция сжигания «соломенного мужика». Каждый житель деревни брал небольшой пучок соломы и кидал в общую кучу, под ноги фигуры из соломы. Когда набиралось достаточное количество легко воспламеняющего материала у ног мужика, его поджигали, символизируя таким образом проводы мороза и холода. Также в Костромской губернии многие мужики отправлялись путешествовать на повозках по городу в специальных соломенных колпаках. В наступлением вечера эти колпаки сжигались, как символ наступления весны и прощания с зимой.

Сразу же после сжигания подобного чучела люди отправлялись домой или же в церковь. С последними проблесками костра заканчивался и праздник, а значит наступало время Великого поста. Считалось, что ритуальное сожжение очищало душу каждого человека, и теперь люди могли жить в ожидании чего-то светлого и памятного.

Современный смысл традиции

Зачем сжигают масленицу сейчас - вопрос совершенно иного порядка, поскольку у современного ритуала нет абсолютно никакого религиозного подтекста. В течение целой недели люди обильно потребляют блинчики, а сжигание соломенного чучела становится скорее развлечением, нежели неким ритуалом с особым смыслом.


Традиции празднования масленицы постоянно изменялись и трансформировались из-за того, что служители церкви выступали за отмену торжества. И Екатерина II, и Петр I ратовали за отмену праздника, но для простого народа масленица уже давно стала не символом языческих традиций, а важной частью будущих религиозных торжеств.