Эти невероятные левши скачать fb2. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Эти невероятные левши

13 августа - Международный день левши. Внимание! Это статья не разжигает ненависть к социальному классу «правши» хотя бы потому, что правшей намного больше и они правят миром. По крайней мере, правши так наивно думают.

Олег «Апельсин» Бочаров

Первые же ссылки в Интернете говорят, что лишь каждый седьмой или восьмой человек - левша. Беда в том, что их довольно трудно подсчитать, выявить и изолировать, так как многие левши маскируются под правшей, некоторые на самом деле не левши, а бисексу... то есть мы хотели написать «амбидекстеры».

Особенно хлопотно выявлять выходцев из СССР: советское образование обязывало учителей переучивать левшей в правшей во что бы то ни стало (хотя многие педагоги, физиологи и психологи были категорически против такой практики). В итоге те левши, из которых СССР воспитал частичных правшей, нынче работают обеими руками, имеют жуткий почерк, чувствуют себя психически неуравновешенными и ненавидят советскую педагогику. Издевательства над детьми-левшами в СССР прекратились только в 1986 году.

Будем считать, что левша - тот, кто от рождения базовые операции (еда, компьютер, рисование, бритье, убийства) выполняет левой рукой. Хотя в жизни даже хардкорный фанатичный левша может некоторые действия с превеликим удовольствием поручать правой руке.

Поэтому попытки подсчитать, к примеру, всех гениальных гитаристов-левшей обречены на провал. Да, Пол Маккартни, Джими Хендрикс и на фотографиях красуются с леворукими инструментами наперевес. Однако реальность такова, что основная масса левшей-гитаристов играют и позируют как правши, потому что так проще учиться и легче найти подходящий инструмент.

Выявить левшу без избиения и допросов с паяльником проще простого: резко попросить его сложить руки в «замок», то есть переплести пальцы обеих рук. У правшей наверху оказывается большой палец правой руки, у левшей - большой палец левой. Наверняка у метода бывают исключения, поэтому, если он не сработал, а левша не сознается, можно переходить к паяльнику.

Существует базовая теория о том, что у правшей лучше развито левое полушарие мозга, а у левшей - правое. Нам, левшам, это глубоко приятно сознавать, так как наше правое полушарие круче. Ну суди сам.

Левое полушарие (любимое полушарие всяких там правшей) отвечает за:

Речь, письмо, обучение, прием, анализ, обработку и запоминание поступающих данных (языковых, математических и пр.), ну и за шевеление правой половиной тела;

правое полушарие (любимое полушарие нас, замечательных левшей) отвечает за:

Интуицию, обработку образной информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры, воображение, эмоции, многопоточное мышление, движения правыми конечностями и - опаньки - за секс тоже!

Иными словами, правши - прирожденные бухгалтеры, менеджеры и солдаты. А левши - писатели, художники, музыканты, блогеры, кинорежиссеры, порнозвезды, поэты и алкоголики. Остается задать вопрос: с кем ты?

При этом левши спокойно могут пробиваться на самый верх в сферах, бесконечно далеких от творчества.

Самые знаменитые современные президенты США оказались левшами: Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон и Барак Обама. Да-да, у чернокожих тоже бывает добротное, прокачанное правое полушарие мозга. Да что там Обама! Наше все тоже левша и немножечко негр.

А вот злосчастный президент Никсон - унылый правша. Кто бы сомневался!

В журналистских кругах ходят упорные слухи, что наверняка хорошо тебе знакомый В. В. Путин - скрытый левша. Не исключено, что тут как раз речь идет о том самом переученном советском школьнике, о чем говорилось в начале статьи.

Еще один поучительный список: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро и Махатма Ганди - левши.

Адольф Гитлер - правша.

Еще раз подумай: с кем ты?

Тему актеров, музыкантов, режиссеров и художников даже поднимать неохота: их тьма, а у нас здесь статья, а не телефонный справочник. Достаточно просто быть наблюдательным. Тебя ничто не смущает в приведенном ниже кадре с ?

Кстати, в этом кадре не хватает , который тоже левша. Но у нас собран миллион кадров поинтереснее. Гляди, как изящно раздает левой лапкой автографы Скарлетт Йоханссон.

Очень любопытны те преимущества, что получают левши в спорте. Причем даже на первый взгляд неочевидные. Например, два самых великих футболиста прошлого века - Пеле и Марадона - леворукие. Теперь ты понял, что имел в виду Марадона под рукой Бога?

Футбол на самом деле спорт симметричный, и особые таланты левшей Пеле и Марадоны можно списать на совпадение (хотя и чересчур, ой, как чересчур подозрительные).

Бокс, фехтование, теннис - те виды спорта, где общепринято считать леворукость особым преимуществом.

Потому что правша по определению редко сталкивается на арене с левшой, и опыта противостояния против левшей у него многократно меньше, чем у левшей против правшей. Практически во всех видах спорта, где имеются такого рода единоборства и поединки, количество успешных левшей многократно превосходит статистическую норму.

Так что, когда человечество после третьей мировой войны вновь скатится на уровень пещерных обезьян, в схватках за титул вожака левши будут побеждать намного чаще. И планетой будут править левши!

Апокалипсис, конечно, прекрасно, но есть ли у нас, левшей, какие-то преимущества перед правшами в обычном быту?

Возьмем самое простое и понятное, что существует в нашем мире, - компьютер. Представь, что мышь у тебя не справа, а слева от клавиатуры. И ты играешь в Fallout/Starcraft/Dota/CounterStrike - да во что угодно, что требует одновременной работы с мышью и клавиатурой. Так вот, для правшей по умолчанию назначаются кнопки где-то в недрах клавиатуры - типа WASD. В то же время левша, как свободный и продвинутый человек, может класть руку на куда более комфортные кнопки - стрелки и numpad.

Кстати, по статистике, среди чемпионов по видеоиграм всегда наблюдалась необычно высокая концентрация левшей. Впрочем, аналитики это объясняют и психофизическими преимуществами левшей, как-то: способность концентрировать сознание на множестве объектов и легко действовать интуитивно (сразу, как только в голове у левши прозвучит: «Воспользуйся силой, Люк»).

Эксперты по маркетингу и логистике вычислили, что левши гораздо быстрее справляются с покупками в переполненных гипермаркетах. А все потому, что они осматривают полки и набирают товары не в том направлении, что остальные посетители, и в итоге им приходится меньше толкаться и стоять в очередях.

Ученые в довольно простых экспериментах доказали, что при равных исходных условиях левши зачастую поступают не так, как правши. Например, если группу испытуемых просят выбрать левую или правую картинку, правши в основном выбирают правую, а левши - ту, что слева. Казалось бы, пустяк, но на его основе можно делать далеко идущие выводы - например, за кого будут голосовать левши и правши в зависимости от дизайна бюллетеня.

Таким образом, если на тебя претендуют сразу 10-15 прекрасных девушек, выстроившись в ряд, то хорошие шансы у той, которая знает, какая рука у тебя рабочая. Не слушай зов сердца, заткни зов разума. Рука сама выберет ту девушку, что надо!

Что говоришь? Никогда на тебя не претендовали 10-15 прекрасных девушек? Странно... Хотя, если ты правша, объяснимо.

Невероятные факты

1. Около 10-12 процентов людей в мире являются левшами. Женщины чаще бывают правшами, чем мужчины.

2. Официальный "День Левшей" отмечается 13 августа. Это ежегодное событие, инициированное в 1992 году, чествует левшей и повышает осведомленность общества о трудностях и разочарованиях левшей, которые живут в мире, устроенном в основном для правшей.

3. В разные времена леворукость рассматривалась по-разному: как вредная привычка, как знак дьявола, признак невроза, мятежного характера, но и как черту, означающую творчество и музыкальные способности.

4. Тестирование, проведенное Университетом Сэйнт Лоуренс в Нью-Йорке обнаружило, что среди левшей больше людей с коэффициентом умственного развития больше 140 , чем среди правшей. Среди знаменитых левшей-мыслителей есть Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Бенжамин Фраклин.

5. Матери, чей возраст выше 40 лет на момент рождения ребенка в 128 раз вероятнее родят левшу , чем матери в возрасте 20 лет.

6. Среди эскимосов, каждый левша считается потенциальным колдуном. В Марокко, левшей называют s’ga, слово означающее дьявол. У инков левши способны излечивать, и обладают магическими способностями. У североамериканских народов зуни леворукость считается признаком удачи.

7. Во многих исламских странах, людям запрещается есть левой рукой, которая считается "нечистой", так как она используется для очищения тела после дефекации. Также публичный показ левой руки является противозаконным в некоторых исламских странах, включая Саудовскую Аравию.

8. Несмотря на то, что почти 90 процентов людей являются правшами, среди котов, крыс и мышей доминирование одной из рук (или точнее сказать лап) в равной степени распределено между праволапостью и леволапостью.

9. Исследования показали, что левши более талантливы в ориентировке в пространстве, математике и архитектуре . Правши же более одаренны в вербальных навыках.

10. Леворукость передается по наследству. Так, левшами в королевской семье являются Королева-мать, Королева Елизавета II, Принц Чарльз и Принц Уильям.

11. Связи между правой и левой стороной мозга быстрее у левшей. Это означает, что у левшей информация передается быстрее , что делает их более эффективными при работе с несколькими стимулами.

12. Левая сторона исторически считалась боле слабой, а также "женской". Однако, согласно последним статистическим данным мужчины чаще становятся левшами, чем женщины.

13. Недоношенные дети вероятнее окажутся левшами . К тому же младенцы, получившие низкие баллы по шкале Апгар при рождении чаще бывают левшами, чем те, кто получил более высокие баллы.

14. Исследователи выяснили, что в среднем левши достигают половой зрелости позже, чем правши.

15. Только около 1 процента людей на земле действительно одинаково свободно владеют обеими руками.

16. Исследования показали, что если левша повредит свою доминирующую руку, он научится владеть другой рукой легче, чем правша.

17. Согласно Журналу по нервным и психическим болезням , мозг левши обрабатывает эмоции по другому, и левши более восприимчивы к отрицательным эмоциям таким, как гнев.

18. Некоторые ученые предполагали, что изначально левша был в утробе матери с близнецом, который не выжил и этот феномен был назван "исчезнувший близнец ".

19.Когда младенца кладут на живот, правши поворачивают голову направо. Левши, как правило, поворачивают голову налево или не отдают предпочтение ни одной стороне.

20.Среди самых знаменитых левшей есть: Пол Маккартни, Билл Гейтс, Фидель Кастро, Генри Форд, Чарли Чаплин, Александр Великий, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Моцарт, Бетховен, Ницше, Марк Твен, Прокофьев, Гете, Кафка и многие другие.

Дети правого полушария

Несмотря на то что книга адресована родителям и психологам, она может пригодиться и для учителей. Мы ведь о левшах знаем очень немногое: их нельзя переучивать, и у них все не так, как у правшей. А что именно «не так»? Автор сначала вкратце обрисовывает причины левшества, замечая попутно, что ученые далеки от детального понимания этого явления. А заодно упоминает о наиболее часто встречающихся ошибках в обучении этих детей, в частности, о завышенных ожиданиях взрослых, которые мешают маленькому левше и тормозят его развитие. Выводы носят общепедагогический характер и могут заинтересовать всех, кто занимается обучением и воспитанием детей с самыми разными проблемами.

В следующих главах автор рассматривает особенности левшат на фоне картины нейропсихологии детского возраста вообще. И приводит типичные проблемы и жалобы, с которыми родители таких детей обращаются в психологические консультации.

Основная часть книги посвящена этапам и методам преодоления трудностей. Здесь описаны пути коррекции – от игр до дыхательных упражнений и массажа. Приведены картинки и таблицы, необходимые для коррекционной работы. А к упражнениям даны примечания: на что нужно обратить внимание и как можно разнообразить работу.

Многие упражнения с успехом можно использовать и в работе с не левшами – для тренировки фонематического слуха, ловкости, ориентации в пространстве.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что загадка левшества – одна из интенсивно обсуждаемых и по-прежнему таинственных проблем в науках о человеке. Именно загадка, подчеркнем это. Потому как, несмотря на многолетние исследования, число неразрешенных вопросов здесь на порядок превышает уже полученные ответы. Причем новые находки и открытия порождают все новые и новые вопросы. И так без конца.

Понятия «леворукость» и «левшество» синонимами (во всяком случае, в нейропсихологии) не являются.

Леворукостъ – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество истинное, генетически заданное.

Очень часто, особенно в современной детской популяции, леворукость оказывается временным, латентным признаком. Он отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимоотношений и закрепления специализации, доминантности левого полушария мозга (правой руки) относительно всех динамических, поступательно разворачивающихся во времени двигательных функций (еда, пользование бытовыми приборами, рисунок, письмо и т.п.). По мере наращивания функционального потенциала левого полушария в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу.

Большие хитрости маленьких левшей

Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Это не метафора и не гипербола. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному выстраиванию достаточно сложных программ поведения – свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес «уязвимым» точкам их мозговой организации.

Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный психологический фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.

Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными, как речь взрослого человека, фразами.

Левшата – величайшие имитаторы и иллюзионисты. Внешне их речь выглядит великолепно, но попробуйте проверить у них фонематический слух, артикуляторные способности, спросите, что именно означает то или иное слово, и т.д. Результат, как правило, плачевный. Оказывается, что они воспринимают, запечатлевают и соответственно используют чужую речь глобально, целыми блоками, так сказать, без ненужных подробностей.

То же самое может иметь место и в чтении. Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.

Д.Н. (7 лет), которому учительница по русскому языку не ставила двоек, так как «таких ошибок не бывает». А среди ошибок было полное неразличение границ между словами, замена нужных букв зеркальными или подмена букв, различных по пространственному положению, например, д – б. Мальчик решил заучивать все слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти.

Таким образом, ребенок в обход несостоятельности пространственного и фонетико-фонематического факторов, которые с запаздыванием формируются у левшей (недостаточность именно этих звеньев была зафиксирована при нейропсихологическом обследовании), сформировал свое письмо. Письмо как систему образов, опирающихся на зрительно-мнестические синтезы, то есть как бы повторил в своем онтогенезе развитие письма первобытного человека.

Л.П. (8 лет), писавший все слова слитно, вообще без каких-либо зазоров между ними, после полугода мучений взялся за изучение морфологии слова, затем проработал этимологический и лингвистический словари и, к «священному» ужасу мамы, стал ребенком с абсолютной грамот- ностью.

Р.Е. в пятилетнем возрасте решил досконально проработать важную для него научную проблему, и вконец замученные его расспросами родители объяснили ему (пошутили!), что, строго говоря, все интересующие его сведения в полном объеме содержатся в энциклопедии. Поскольку маленькие левши решают свои проблемы всерьез и основательно, Р.Е. спросил, как там можно найти нужное слово; ему изложили алгоритм пользования словарем.

На следующий день ребенок сидел перед энциклопедией, рядом лежала телефонная книжка. Ведь читать он умел, а сам алфавит автоматизирован, естественно, не был... Из всех возможных вариантов мальчик выбрал самый оптимальный с точки зрения изображения алфавита. Следует добавить, что идея использования телефонной книжки как опоры, как потом выяснилось, принадлежала самому Р.Е. в его-то 5 лет!

А.Л. в свои восемнадцать лет левой рукой писала каллиграфически, но с пятью ошибками в каждом слове, а правой – абсолютно неразборчиво, многие буквы – зеркально, но стопроцентно грамотно. Она мечтала о поступлении на филологический факультет МГУ…

Просчитав все возможные варианты, она выбрала единственно для себя возможный. Вместе с преподавателем побуквенно левой рукой были написаны десять сочинений, наиболее тематически вероятных в качестве экзаменационных. Затем каждое было чисто зрительно заучено наизусть. Один из текстов и пригодился на экзамене. Девушка вспоминала слово за словом и записывала их левой рукой… Через пять лет она стала дипломированным филологом.

Таким образом, можно с большой долей вероятности говорить о том, что само становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Как было продемонстрировано в приведенных выше примерах, дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, как известно, формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам.

Левша как бы всякий раз изобретает, а то и фантастическим (внешне) образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Исследование взрослых леворуких откровенно подчеркивает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности – специфическое свойство левшей как популяции и не зависит от их возраста.

Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни.

Так, не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка-левшу плавать брассом и кролем (играть в мяч, теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами.

Только потренируйтесь вначале сами, дабы синхронизировать собственные действия.

То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним (потом он сделает это сам) нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.

Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы. Для левши помимо таблицы умножения неплохо овладеть таблицей сложения.

Гуляя по лесу с маленьким левшой, хорошо бы дать ему понюхать, потрогать, если можно – пожевать различные травы, цветы, грибы, кору деревьев. А уж потом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, что общего и какая разница между этими растениями.

Ведь очень часто, руководствуясь своим видением мира, левшата выстраивают такие мыслительные конструкции, которые поражают своей нетривиальностью (что прекрасно), но явно показывают, что обобщенная картина мира у них, мягко говоря, далека от общепринятой. А ведь им придется жить в мире правшей.

Так, Ж.С. (6 лет), классифицируя на обследовании различные карточки, сложила вместе «циркуль» и «ландыш» на том основании, что: «…Они оба шалашиком». На скептическую гримасу нейропсихолога она (с не менее скептической гримасой) заметила: «Ну конечно, ландыш подходит к ромашке, а циркуль к линейке, но ведь это так скучно…» Поскольку через месяц предстояло собеседование в школе, я попросила Ж. хотя бы там «поскучать» и отвечать на все вопросы как надо.

Загадочное пространство левшат

Самое сильное впечатление от контакта с ребенком-левшой – отсутствие у него каких бы то ни было общепринятых пространственных навыков: их нет ни во внешнем, ни во внутреннем планах. Сделаем акцент на слове «общепринятых».

У левшат нет стойких представлений не просто о том, где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать (скопировать) букву, цифру или слово можно равновероятно в любом направлении. Сравните инструкции и результаты работы детей.

Когда необходимо рассматривание (сканирование) большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, то есть выхватывание отдельных элементов целостного изображения. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно свободного места.

Нельзя не отметить, что маленький левша весьма настроен на приближение пространственного мира к своему уровню: нигде больше вы не увидите таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Правда, иногда это кончается плачевно. Постоянно разворачивая так и эдак образец для копирования и собственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшат, ребенок, не умея еще охватить сложную многокомпонентную фигуру целиком, в результате многочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам в конце концов не понимает, что же у него получилось и как ему это удалось.

То есть в мозгу левшат наличествует не единый образ, а как бы два «информационных файла», две картины мира, содержащиеся соответственно в левом и правом полушариях. Как им удается «договориться» между собой?!

Как показывает практика, с трудом, что мы и наблюдаем у левшат, анализируя их трудности в учебе и быту. И это неудивительно.

Надо сказать, что у правшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности имеет определенную упорядоченность. У левшей этот процесс может быть трансформирован до неузнаваемости. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.

И наоборот, есть определенные параметры психической деятельности, которые у правшей формируются поздно, а зачастую, в силу разных причин (в первую очередь системы школьного обучения), остаются невостребованными, недоразвитыми, что мало сказывается на успешности их обучения и адаптации.

У левшей же последние не только развиваются с опережением, но и могут стать базисом для формирования более сложных функций. И если ориентироваться на правила онтогенеза правшей, возникает впечатление, что у левши определенная функция происходит «ниоткуда», поскольку традиционный для нее базис практически отсутствует.

Так, у А.К. (6 лет) выявлена полная несформированность пространственных (координатных, метрических, структурно-топологических) и квазипространственных (то есть отраженных в речи: «над–под», «перед–после» и т.п.) синтезов. В онтогенезе правшей именно на них опирается формирование счетных операций. Мальчик же и без них с легкостью владел математическими приемами 2–3 классов, решал сложнейшие головоломки. Как он объяснил, сочетания цифр, уравнений и головоломки кажутся ему необычайно красивыми, поэтому ему приятно ими заниматься. Таким образом, математика для этого маленького левши не производна от традиционных базисных звеньев; цифры, счет, числовое и пространственное поля, которыми он манипулирует, подчиняются для него законам «золотого сечения», канонам красоты, структуры, интуиции, эмоционально-чувственным процессам.

Формирование пространственных представлений

Обобщая, следует сказать, что формирование у ребенка-левши пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. И пользоваться здесь можно как теми средствами, которые придумали сами левши, так и всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы, а в общем, лучше, чем старинный принцип «сено–солома», не придумаешь.

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.

Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление – от нее.

Но ведь есть еще и верх–низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ – ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.

Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.

Как правило, психическое развитие левшей сопровождается характерной и достаточно устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот угол, который от него слева. То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.

Соматогностические и тактильно-кинестетические функции

«Повтори позу» . Вы задаете телу ребенка (его глаза закрыты) определенную позу и просите его запомнить ее. Потом «снимаете» эту позу и просите его воспроизвести то положение, которое было задано. Ясно, что в начале занятий эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем вы постепенно усложняете ее (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).

После освоения таких заданий «вслепую» можно предложить их выполнение по зрительному образцу. В качестве такового можете выступать вы, животные или танцоры, увиденные по телевизору. Усложнение здесь происходит за счет разворачивания отдельных телесных поз в единую двигательную мелодию.

«Куда я прикоснулась?» Дотроньтесь до тела ребенка (потом до нескольких точек на теле) и попросите его (глаза закрыты) показать, куда вы прикоснулись.

«Телесный алфавит» . Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.

«Боди-арт» . Нарисуйте на спине (ладонях, кисти, ноге) ребенка простые фигуры, линии, орнаменты, буквы и цифры, которые он должен узнать и изобразить на бумаге или доске. Постепенно можно переходить к более сложным изображениям: лист, бабочка, слог, слово, чис- ла и т.п.

Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5–7 других, аналогичных, – сначала той же рукой, а затем – другой (все вслепую).

То же самое можно проделать с квадратиками картона, на которые наклеены вата, наждак, бархат и т.п., при этом непременно надо выполнять все эти действия и справа налево, и слева направо. Потом полезно так же поиграть с объектами разной величины, веса, запаха и т.п.

Начиная обучать ребенка буквам и цифрам, дайте ему в руки пластилин или проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит 1, 10, 100; Е и 3, У и Ч. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше–меньше», «шире–уже» и т.п.

Книга издана: М.:Генезис, 2005

Основные главы из книги

Семеновича А.В. "Эти невероятные левши:

Практическое пособие для психологов и родителей"

Большинство чаек не утруждает себя
изучением чего-то большего, чем элементарные
основы полета. Отлететь от берега на кормежку
и вернуться - этого вполне достаточно.
Ведь для большинства имеет значение не полет,
но только лишь еда.
Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон
важен был полет. А еда - это так...
Потому что больше всего на свете
Джонатан любил летать...
Отстаивая свои ограничения,
ты лишаешь себя Всемогущества
.
Р. Бах

Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Это не метафора и не гипербола. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному (не нуждающемуся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ поведения - свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес упомянутым выше «уязвимым» точкам их мозговой организации.
Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный психологический фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем.

Самым ярким, часто встречающимся, но неизменно меня поражающим примером такого рода «обходного пути» является речь многих левшат. Всем понятно, что формирование речи ребенка немыслимо без достаточного потенциала речевого звукоразличения - фонематического фактора и способности к артикуляции звуков (слогов и слов) - кинестетического и кинетического факторов речи. Очевидно также непреложное значение на первых этапах онтогенеза мнестического фактора. Ведь ребенку необходимо твердо запомнить звучание и способ произнесения отдельных звуков и их сочетаний. Постепенно объем слухоречевой памяти расширяется, ребенок начинает повторять отдельные слова, потом фразы. Начинают активироваться более сложноорганизованные речевые факторы: например, номинативный (называние), квазипространственный (логико-грамматические конструкции типа «до-после», «над-под») и т.д. Так поэтапно из постоянного взаимодействия субъективных психологических предпосылок (ресурсов) между собой и с речью взрослых формируется самостоятельная речь ребенка.

Если представить этот процесс визуально, он аналогичен естественному росту цветка от семени, посаженного в землю, к ростку, обильному разветвлению стеблей, возникновению листьев, бутонов и, наконец, к цветению.

У некоторых левшат этот процесс может происходить весьма своеобразно. Продолжая нашу аналогию, можно ассоциировать его с цветком, распустившимся сразу, за одну ночь, прямо из земли. Эти дети могут достаточно долго молчать или демонстрировать маловразумительный лепет и вдруг (как правило, в 3-летнем возрасте) начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека, фразами. Более того, их речь выглядит «взрослой» и интонационно, и содержательно.
Как рассказала мне одна бабушка, ее молчавшая (демонстрирующая все признаки грубой задержки речевого развития) внучка двух с половиной лет, выйдя в один прекрасный день на улицу, скорчила неподражаемую брезгливую гримасу и, изящно отмахнувшись, произнесла: «Фи, какая большая пыль!»; после этого «остановить ее словесный фейерверк уже десять лет не удается никому».

Как правило, мамы вначале недоумевают, когда их спрашивают, кто именно в семье говорит «так же». Но неизменно тут же с изумлением указывают на

У большинства из нас был хотя бы один знакомый левша, который наверняка казался вам "особенными". Правши привыкли считать левшей не от мира сего, и если наш леворукий собрат чем-либо отличается от нас, то как правило мы переглядываемся и разводя руками произносим что-то вроде "ну он же левша".

На планете живет около 700 млн левшей, которые являются особенными, причём не только в биологическом плане. Несмотря на то, что праворуких людей гораздо больше, это не повод притеснять левшей (даже если они ведут себя действительно странно). Мы собрали для вас 16 интересных фактов о левшах, которые расскажут о некоторых необычных сторонах их жизни.

В среднем левши живут на 9 лет меньше, чем их праворукие собратья

К этому выводу пришли учёные, проводившие исследования в 1991 году. Причиной высокой смертности является не плохое здоровье от рождения, а самоубийства из-за неустойчивой психики и несчастные случаи, постигающие левшей в мире, придуманном для правшей. В настоящее время эти исследование не находят подтверждения

13 августа - международный день левшей

Исследования показали, что левши чаще страдают от шизофрении, дислексии и алкоголизма. Насчет последнего мы не уверены, скорее всего они им не страдают, а наслаждаются

Если женщина беременеет старше 40 лет, то шанс, что рожденный ребёнок окажется левшой возрастает на 130%, по сравнению с тем, если бы она забеременела в районе 20 лет

Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев

Левши более склонны к бунтарству и преступности. И, как правило, леворукие дети гораздо упрямее, чем праворукие

Вместе с этим у многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Также они чаще выбирают профессии артистов, художников и писателей

Мужчин левшей гораздо больше, чем женщин

В некоторых культурах левши считаются изгоями

Кроме того во многих языках слово "левый" имеет негативную окраску и является синонимом слов "неловкий", "фальшивый", "неискренний", "вызывающий подозрение"

В некоторых странах, например, исламских, левая рука является "нечистой", так как ею пользуются во время подмывания после похода в туалет

В таких странах левшам живётся особенно тяжело

В некоторых культурах мира леворукость является "меткой дьявола" и раньше левшей наказывали за использование левой руки

В некоторых странах это практикуется до сих пор

Усама бен Ладен был левшой

Джек Потрошитель кстати тоже был левшой

В противоположность ему левшами были: Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин и ещё очень-очень много знаменитых людей из самых разных сфер деятельности

Lrrtm1 - название гена, определяющего будет ли ребёнок правшой или же левшой

Количество левшей на Земле сокращается

В каменном веке их было около 50% населения, в бронзовом - 25%, а сейчас - всего 5%

Почти 90% людей на планете - правши, и только у 3-5% «ведущая рука» - левая. Остальные - амбидекстры (две ведущих руки)

В мире существуют стипендии для левшей, которые хорошо учатся

В колледже Juniata College, Пенсильвания, США, левшам полагается стипендия под названием Frederick and Mary F. Beckley Scholarship. А самого успешного левшу ждет премия в $ 1000

Если левше необходимо научиться писать правой рукой, то он сделает это гораздо быстрее, чем правша, которому необходимо научиться писать левой

Интересный факт: рука, которой пишет человек, не является точным индикатором лево- или праворукости, так как множество левшей используют правую руку для письма, а левую для выполнения других задач