Психологические проблемы клиентов. Психологические проблемы клиентов, переживающих кризис середины жизни. Терапевтоманы или "ходоки"

Психология и эзотерика

Психологический анализ проблемы клиента. Эти приемы испся в основном на стадии расспрашивания после исповеди клиента. Общая цель беседы получить от клиента полную искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к консту развить спость клта к анализу проблемы. Терапевтическое значение: клиент понимает что чтото можно делать что ситуация не безнадежна происходит расширение диапазона реакций клиента снятие безнадежности повышение уверенности в себе.

11. Психологический анализ проблемы клиента.

Проблемная ситуация — ситуация, кот. вызывает стресс и фрустрацию; содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемной жизненная ситуация становится тогда, когда личность не может выбрать адекватную линию поведения. Чаще всего это случается потому, что происходящие события предъявляют человеку требования, с которыми он не может справиться.

Проблема – то, что наиб. беспокоит или наиб. значимо в проблемной ситуации; отображение в сознании не только объективных трудностей, сложности ситуации, но и собственной несп-ти справиться с ней самостоят. На консультации следует помочь выявить проблему, сформул-ть ее, отделить в ней реалистические и надуманные компоненты, разобраться в хар-ре затруднений, кот. возникли у кл-та. Проблема сост. из неск. компонентов. Необход. оценить: на кого можно опереться при решении проблемы (сформулировать круг опоры) и опыт решения проблем.

Запрос – то, чего хочет кл-т, желаемая цель работы. Часто первичный запрос неадекватен и его нужно переформулировать.

Техника ведения консультативного опроса. Техники - частные формы психологической работы в рамках единой технологии, направленные на решение одной из задач консультации. Техники: присоединение, перефразирование, отражение чувств кл-та, распрашивание, постр. вопросов, резюмирование, интервью, убеждение, отзеркаливание, возвращение противоречий. Консультативная беседа, диалог, интервью - сложная технология, основанная на ряде техник и приемов. Эти приемы исп-ся в основном на стадии расспрашивания (после исповеди клиента). Общая цель беседы - получить от клиента полную, искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к конс-ту, развить спос-ть кл-та к анализу проблемы. Поэтому технология ведения беседы включает: правила структурного плана (рекомендации к композиции беседы, ее общей структуре), требования к формально-динамическим особенностям речи (тембр, темп, интонации), требования к построению вопросов, к выбору адекватного вида вопросов.

Композиция беседы: постепенное усложнение вопросов от простых - к сложным, и затем в конце расспрашивания - вновь простые, уточняющие вопросы. Вся беседа должна быть разделена на логические блоки, объединенные общей темой. В ходе беседы необходимо давать клиенту обратную связь, подводя итоги какой-либо части интервью, сообщая о своем понимании и т.п. Говорить следует в умеренном темпе, придерживаться той эмоц. окраски голоса, кот. соотв-ет теме беседы. Вопрос не длинный (8-10 слов). Не содержит сложных речевых конструкций. Есть вопросное слово, акцентированное в речи: кто, какой, сколько, где и т.д. Вопрос не содержит абстрактных или чересчур общих понятий: счастье, прогресс и т.п. Вопрос не содержит специальных терминов, содержание которых не известно собеседнику. Вопрос не содержит сразу два вопроса (двойной вопрос).

  1. Поведенческий анализ: Вид и форма, Степень выраженности, Стадия сформированности, Какой ущерб причинило самому человеку, Какой ущерб нанесен окружающим, Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации, Ситуация, в которой впервые имело место, Ситуации, в которых проявляется в настоящее время, Что обычно предшествует, Психо-физическое состояние непосредственно во время, Последующее событие, Реакция окружающих, Что/кто провоцирует, Что исключает данное поведение.
  2. Конституционально-биологические предпосылки.
  3. Индивидуально-личностные особенности, поддерживающие.
  4. Социально-групповые условия, поддерживающие ОП.

Также выясняем:

  • Ведущие осознаваемые мотивы: двигательная активность, переключение внимания.
    • Скрытая психологическая выгода
    • Ресурсы личности

Помощь в принятии решения. Этапы принятия оптимального решения:

  1. составить банк возможных решений (набрать любые варианты, некритично. Терапевтическое значение: клиент понимает, что что-то можно делать, что ситуация не безнадежна, происходит расширение диапазона реакций клиента (снятие безнадежности, повышение уверенности в себе). Первичная оценка вариантов решений.
    1. Взвешивание всех вариантов, обнаружение преград для реализации. Устанавливаются приоритеты – как клиент хочет решить проблему (быстро, легко, экономно и т.д.). Перебираются варианты решения проблема по эффетивности, неэффективности.
      1. некоторые методы действия необходимо обсуждать более подробно. Проработать план реализации. Можно прописать и при необходимости проиграть. Написанный сценарий можно предложить клиенту. Человек понимает, что можно надумать много вариантов, понять преграды, аналитически взглянуть на проблему. Предпринимать различные попытки, не получается одно, использовать другое. Активность клиента его самого успокаивает, понимает, что проблема потенциально решабельна.
      2. Закрепление мотивации. Мы должны быть уверены, что клиент будет проявлять активность. Негобходимо убедить, что никто кроме него не будет работать с его проблемой. Найти особенности, на которые он может опереться. Сформулировать самоприказ, чтобы человек произнес, что он собирается предпринять. Необходимо конкретное планирование действий. Психологический прием – оправдать ожидание консультанта.

10. Психологическое консультирование как технология психологической помощи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.

Цели и задачи консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации консультанта. Можно выделить несколько универсальных задач, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
  4. Способствовать изменению отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»).
  5. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
  6. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Этические принципы консультирования:

1. Не нанесение ущерба клиенту – организация работы консультанта должна быть такой, что бы ни процесс, ни результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию и социальному положению.

2. Принцип компетентности консультанта – консультант имеет право браться за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями в выполнении психологический или каких либо других воздействий.

3. Принцип беспристрастности – недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление, он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности – материал или информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

5. Правила осведомленного согласия – необходимо извещать клиента об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Планирование индивидуальной консультации :

  1. знакомство (представляемся, уточняем имя клиента, объясняем цели и возможности работы) 1-3 мин.
  2. раппорт (снять напряжение, расположить к искренности, поговорить на нейтральную тему) 1-5 мин.
  3. исповедь (требуется внимательно слушать, никогда не перебивать и не задавать вопросов; нейтральное поведение) 15-20 мин.
  4. утешение (выражаем сочувствие, демонстрируем сопереживание; подаем надежду) 2-5 мин.
  5. этап анализа (вместе согласованно видим ситуацию и делаем запрос) 10-20 мин.
  6. поиск решения (выявляем неэффективное решение; поиск новых вариантов) 10-20 мин.
  7. мотивирование и прощание (мотивировать клиента на активные действия, повысить уверенность в себе, обсудить стратегии реализации ситуации) 3-5 мин.
  8. Нужно выразить клиенту удовлетворение от работы с ним, поблагодарить его за труд и усилия.

PAGE 1


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16057. Описание предметов одежды и обуви следов повреждений и наложений как вещественных доказательств 278 KB
МВД Украины Университет внутренних дел Н.Н. Тагаев Н.И. Козаренко ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ СЛЕДОВ ПОВРЕЖДЕНИЙ И НАЛОЖЕНИЙ КАК ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Учебное пособие Под редакцией профессора А.Н. Ярмыша...
16058. Акционерное право США и России. Сравнительный анализ 947.5 KB
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ББК 67.99295 С79 Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России сравнительный анализ. М.: Издательство Спарк 1996.112 с. Сыродоева О.Н. магистр права Университет штата Виржиния США Для юристовпрактиков студентов и преподавателей ю...
16059. Устная речь следователя при осуществлении допросов на предварительном следствии с применением звуко- и видеозаписи 149 KB
Устная речь следователя при осуществлении допросов на предварительном следствии с применением звуко и видеозаписи учебнопрактическое пособие / Калинингр. унт; Ю.И. Сучков. Калининград 1998. Методические указания и примерные образцы процессуальных документов пред...
16060. Правовые системы стран мира 7.59 MB
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3е изд. перераб. и доп. / Отв. ред. докт. юрид. наук проф. А.Я. Сухарев. М: Издательство НОРМА 2003. Коллектив авторов: Решетников Ф.М. доктор юридических наук Батлер У.Э. доктор права Лондонского универси
16061. Патентознавство. Підручник 2.06 MB
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ У КРАЇ і. І УЖГОРОДСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Л.М. Сусліков В.С. Дьордяй ПАТЕНТОЗНАВСТВО Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальнометодичний посібник для студентів КИЇВ 2005 вищих навчальних закладів...
16062. Заведомо незаконное задержание, вопросы квалификации 446.5 KB
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ П.Л. Сурихин ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ: вопросы квалификации Учебное пособие КРАСНОЯРСК 2003 ББК 00.000 Сури
16064. Адвокатура в Российской Федерации 2.01 MB
Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности...
16065. Основи ораторського мистецтва 320 KB
ББК 83. 079 Стец В.А. Стец І.І. Костючик М.Ю. Основи ораторського мистецтва. Навчальний посібник. Економічна думка Тернопіль 1998. 60 с. Посібник дає систематичне уявлення про ораторське мистецтво як прикладну і теоретичну дисципліну. Всебічно проаналізований процес о
Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

4.1. Клиент

4.1. Клиент

Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации психологических проблем, уровнем и глубиной понимания, проникновения в проблему, а также своими установками и ожиданиями в отношении возможностей консультирования, собственными представлениями о том, какую конкретно помощь следует ожидать от профессионального психолога.

«Человек с улицы», обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый в принципе представляет себе, что такое психология, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т. д.). В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, – объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой. С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Бывает, что, придя к консультанту по поводу какой-либо частной психологической проблемы, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно. Клиент может прийти к пониманию того, что необходима длительная и упорная работа над собой, связанная с перестройкой системы установок и ожиданий, привычных способов разрешения жизненных ситуаций, типичных эмоциональных реакций, что необходимо кардинальное преобразование собственного психологического мира. Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью – это может случиться не скоро или не случится никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

4.1.1. Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска в плане пограничных нервно-психических расстройств. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

В психологическую консультацию обычно обращаются не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для получения обстоятельной консультации психолога необходимо время. Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно повторяющиеся неудачи, психологические конфликты и проблемы вынуждают этих людей, чувствующих себя в целом физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни. Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны возможности самостоятельно справиться со своей проблемой. За консультативной помощью к психологу человек может обратиться, когда находится в состоянии, близком к возникновению душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями. В целом люди обращаются за помощью, когда чувствуют, что сами со своей жизнью не справляются.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом. Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым – это в большинстве своем одинокие люди – просто надо с кем-то поговорить по душам. У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов. Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение. Иногда человека в психологическую консультацию приводят одновременно несколько мотивов: клиенты одновременно нуждаются в эмоциональной поддержке, хотят проверить и подтвердить правильность своего решения либо поискать вместе с психологом другие возможные варианты выхода из ситуации; при этом практически всегда присутствует и интерес к работе консультанта, и желание общаться.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью профессиональному психологу сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично. Сам факт, что человек обращается за психологической помощью, означает, что он в ней нуждается, пусть не в такой, на которую он претендует, и помощь эту ему необходимо оказать.

4.1.2. «Трудные» клиенты

Каждый клиент по-своему труден для консультанта. Пациенты имеют разные профессиональный, материальный и социальный статусы, отличаются семейным положением, жизненным опытом, своими психологическими трудностями, возможно, комплексами, страданиями, скрытыми проблемами. Каждый по-своему реагирует на психологические проблемы, трудные жизненные ситуации. Пациенты с высоким социальным статусом и привычкой к чрезмерному контролю поведения, стремясь «сохранить лицо», не сообщают психологу до конца свои переживания, сомнения и страхи, опасаясь выглядеть «слабыми» или даже «симулянтами». Лица с высоким интеллектуальным потенциалом в контексте взаимоотношений с консультантом часто подчеркивают свою значимость, пускаются в длительные рассуждения по любому поводу, что может мешать составить точную картину актуальной жизненной ситуации клиента. К «трудным» относятся интровертированные клиенты, замкнутые на своем внутреннем психологическом мире, трудно вступающие в контакт, отвечающие односложно и лаконично, опуская важные для консультанта подробности и детали, которые обнаруживаются лишь при длительном и тщательном целенаправленном расспросе. Пожилые люди с нарушениями психической деятельности на фоне прогрессирующего атеросклероза со снижением памяти, нарушением концентрации внимания, с интеллектуальным снижением или с неадекватными эмоциями, не соответствующими физическому состоянию (например, пациенты в состоянии эйфории при наличии тяжелого соматического заболевания), – такие клиенты также бывают трудными на определенных этапах процесса психологического консультирования. Наиболее сложными клиентами, общение с которыми требует больше всего времени и терпения, являются депрессивные пациенты с высоким риском суицидального поведения, а также лица с тревожно-мнительной акцентуацией характера.

Тревожно-мнительные клиенты . Эти пациенты постоянно заняты обдумыванием трудностей, проблем, которые могут встретиться в будущем. Они озабочены возможными осложнениями актуальной жизненной ситуации, неблагоприятного развития событий, возможных последствий тех или иных действий. Постоянно во всем сомневаются и буквально преследуют своими сомнениями и колебаниями своего консультанта, по малейшему поводу обращаются за дополнительными разъяснениями. Прежде чем принять какое-либо решение, тревожно-мнительные клиенты тщательно изучают, взвешивают и анализируют все возможные положительные и отрицательные последствия, но даже после многократного обдумывания и проговаривания всех деталей актуальной жизненной ситуации и всех возможных вариантов поведения у пациентов остаются сомнения, которыми они делятся с окружающими. Если быстрого эффекта, ожидаемого от процесса психологического консультирования, не наступает, то своими страхами, сомнениями и колебаниями клиенты буквально преследуют психолога. Они постоянно и во всем сомневаются, обращаются все с новыми проблемам. Часто и после окончания процесса консультирования они без достаточных оснований продолжают посещать консультанта, требуя к себе постоянного внимания. Тревожно-мнительная акцентуация характера у таких клиентов является прогностически неблагоприятной, поскольку на фоне хронической тревоги возможно формирование и пограничной нервно-психической патологии, и психосоматических нарушений, и нарушений поведения в виде, например, аддиктивного поведения.

Депрессивные клиенты . Депрессия в психологии описывается как утрата жизненной перспективы. Планы и программы, надежды и мечты о будущем придают смысл настоящему. Сегодняшний день важен и осмыслен потому, что он является шагом на пути достижения поставленной цели. Когда человек теряет перспективу, цели и задачи будущей жизни, то и настоящее начинает казаться ему лишенным смысла. «Депрессивная блокада» может приводить к мыслям о суициде. Не случайно поэтому врач-психиатр, решая вопрос о выписке депрессивного пациента, задает ему вопрос: «Каковы Ваши планы на будущее?» Если больной на этот вопрос ответить не может, то это часто означает, что депрессивное состояние еще сохраняется. Тяжелое соматическое заболевание, психическая травма, стрессы, хронические конфликты в большинстве случаев сопровождаются формированием депрессивных переживаний – будущее кажется безнадежным и бесперспективным. У депрессивного клиента, потерявшего надежду на благополучный исход, возможны суицидальные тенденции. Случается, что, закончив какую-либо важную работу, достигнув значимой цели, к которой пришлось идти многие годы, отказывая себе в удовольствиях и отдыхе, добившись, наконец, успеха, человек вдруг обнаруживает у себя растерянность и пустоту, отсутствие каких-либо целей и дальнейших перспектив. Вместо чувства гордости и торжества он переживает опустошенность и безразличие ко всему. Вместе с разочарованием может прийти и соматическая болезнь. В этом смысле инфаркт миокарда, например, называют иногда «болезнью достижения». Однако депрессивное состояние с суицидальной настроенностью может развиться и при иных ситуациях, делая жизнь бессмысленной и лишенной перспектив. Любая утрата, касающаяся наиболее значимых для человека ценностей, – потеря отношений, имущества, социального статуса, привязанности – может спровоцировать депрессивное состояние. В подобных случаях перед психологом встает вопрос о возможности прогнозировать суицидальное поведение депрессивных клиентов. Шведские авторы описывают так называемый «пресуицидальный синдром», т. е. ряд признаков в поведении, настроении, самочувствии пациентов, позволяющих с определенной степенью достоверности прогнозировать у них суицидальные действия.

4.1.3. Клиент сопротивляется

Консультанту часто приходится сталкиваться с реакцией сопротивления у клиента, когда тот, обычно не вполне осознавая это, препятствует психологу в его желании понять психологическую проблематику клиента, проанализировать ее и помочь разрешить. Причин такого поведения, когда клиент фактически уклоняется от предлагаемой помощи, может быть много: страх перед изменениями и необходимостью меняться самому, нежелание понимать и принимать свои негативные черты, избегание интенсивной интеллектуальной деятельности, требующей значительных психологических усилий; склонность к манипуляциям в межличностных отношениях. Проявления поведения сопротивления также многообразны – молчание или бурные сцены со слезами, поверхностность со стремлением развлекаться, рассказывать анекдоты, сплетничать о посторонних людях; игнорирование психологической помощи, отказ от посещения консультации, агрессия, сексуальная провокация и многие другие формы поведения, направленные на то, чтобы отвлечь консультанта от психологической проблематики клиента.

А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:

Психологическая интоксикация. Выглядит как совершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к психологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффективным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных категорий. Сродни обыденному объяснению: «Среда заела». Подлинные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологическим диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к психологу выполняет защитную функцию – позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу человека за то, что происходит в его судьбе.

Эстетизация личностных проблем . Человек воспринимает свои проблемы, невзгоды и комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения – «фабрики грез». В результате, одержимый другим, двойником, человек не может жить для себя. Клиенты говорят об «этапах большого пути», сообщают, что «это – материал для романа». Человек становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.

Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь – активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции Копьев предлагает использовать молчание. Консультант должен сохранять «душевную автономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы «свободное пространство», побуждающее клиента к самораскрытию и самоопределению.

4.1.4. Проблема доступа к клиенту

Один из ключевых вопросов консультирования – насколько оно действительно помогает клиенту в решении его психологических проблем. Можем ли мы изменить другого человека, сделать его добрее, умнее, терпимее; можем ли мы научить его жить иначе, иначе реагировать на жизненные неурядицы и невзгоды? Действительно ли наши клиенты способны к изменениям, действительно ли они могут принять предлагаемую психологическую помощь и воспользоваться ею?

Как отмечают Дж. Тодд и А. К. Богарт (2001), все направления психотерапии и психологического консультирования сталкиваются с проблемой, которую авторы называют проблемой доступа. Она состоит в том, что на самом деле психологических изменений достичь крайне трудно. Несмотря на то, что клиенты активно высказывают желание измениться, и даже предпринимают ради этого героические усилия, они все же постоянно обнаруживают, что к изменениям не готовы. «Оказывается, – отмечают Тодд и Богарт, – что эти усилия не имеют глубинного доступа и не становятся частью индивидуальной системы мыслей, эмоций и мотиваций личности. Можно понять проблему доступа, представив себе личность состоящей, по крайней мере, из двух частей: той, которая хочет измениться, и той, которая препятствует переменам. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы обратиться к первой части, стремящейся к изменениям, достучаться до нее и помочь ей, обойдя вторую часть, противящуюся этому».

Действительно, как правило, теории личности, лежащие в основе различных направлений психотерапии и психологического консультирования, делят личность на части и дают им различные названия, например, «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоанализе, или «познание», «эмоция» и «поведение» в теории познания-научения. Теории психотерапии различаются в зависимости от того, какие части личности они считают способствующими или препятствующими изменениям. Например, с точки зрения психоанализа сознательная часть личности желает перемен и конфликтует с бессознательной частью, которая этим переменам противится. В других теориях, например, в клиент-центрированной терапии, подчеркивается, что проблемой является как раз сознательная часть личности, между тем как игнорируемые, или бессознательные эмоции человека могут помочь переменам.

Тодд и Богарт полагают, что все психотерапевтические методики служат попыткам обойти ту часть личности или ситуацию, которая сопротивляется переменам, и получить доступ к той части личности, которая им благоприятствует. Например, психоаналитическую методику свободных ассоциаций можно трактовать, как попытку проникнуть внутрь сопротивляющегося бессознательного и сделать его содержание сознательным. Использование эмпатии в клиент-центрированной терапии можно понять, как стремление сосредоточиться на игнорируемой эмоциональной стороне личности, избегая обессиливающих «если бы» и сознательной самокритики индивида. Гипноз можно рассматривать как технику, сбивающую с толку логическое мышление для того, чтобы внушение напрямую воздействовало на другие части личности (Тодд Дж., Богарт А. К., 2001).

Каковы бы ни были теоретические пристрастия консультанта, каких бы теорий личности он не придерживался в своей работе с клиентами, в любом случае он понимает, что все люди разные, все живут в своем собственном пристрастном и субъективном психологическом мире, ориентируясь на собственную систему ценностей, пристрастий, убеждений и установок. Говоря, может быть, на одном и том же языке, люди вкладывают в произносимые слова разное содержание. Поэтому индивидуальная работа с клиентом всегда требует чего-то большего, чем умения применять психотерапевтические техники, эмпатию и аутентичность; она во многом опирается на интуицию консультанта, на его жизненный опыт, на его способность постигать внутренний мир другого человека.

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Контекст, другие и клиент Клиенты легко учатся создавать сцены в реальной жизни, в воспоминаниях, в воображении и ощущать себя своим Ребенком в этих сценах. Если происходит только это, результаты можно назвать совершенно антитерапевтическими. Клиент снова и снова

Из книги Психотерапия: учебник для вузов автора Жидко Максим Евгеньевич

Клиент В терапии новых решений клиент - это ведущий актер в пьесе с победным концом. То, что в нашей книге многие записи заканчиваются облегченным смехом клиента или его радостным «Здорово!» - не совпадение и не подтасовка. Так должны заканчиваться сцены новых решений,

Из книги Формы человеческих отношений автора Берн Эрик

Глава 9 КЛИЕНТ–ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) Карл Рэнсом Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью–Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с

Из книги Что такое психотерапия автора Хейли Джей

Поставщик и клиент Не существует законов, специально запрещающих бизнесмену иметь сексуальные отношения со своими заказчиками, но имеются определенные профессиональные отношения, связанные с «доверием». В них клиент находится в руках поставщика и склонен полагаться автора Курпатов Андрей Владимирович

4.1. Клиент Консультанту приходится иметь дело с самыми разными клиентами, каждый из которых характеризуется не только какими-либо индивидуально-психологическими особенностями, но и своим собственным субъективным и пристрастным способом оценки и интерпретации

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Клиент, психотерапевт, супервизор. Это та самая игра, которая так неназойливо углубляет интерес участников друг к другу и к самим себе.На том осеннем марафоне с Лерой Александровной мы так и не успели в нее сыграть. Но я обещал рассказать о ней. Это теперь с радостью и

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Пациент (клиент) Как правило, наш пациент (клиент), пользуясь излюбленным роджеровским понятием, – «застывший», «остановивший процесс». Ведь чем больше мы углубляемся в понимание природы человека, в изучение системы его внутренней организации, тем больше мы удивляемся

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Клиент доны Карлетты Мэри спросила дону Карлетту, можно ли ей рассказать о своих наблюдениях работы доны Карлетты с одной женщиной во время семинара; тогда Мэри делала подробные записи. Дона Карлетта согласилась. Клиентка испытывала подавленность в отношении самой себя

Из книги автора

Клиент – это вы Мадам Фламбе взволнованно и очень театрально сказала, что сеансы разбора случаев привели к совершенно потрясающему открытию. То есть с годами Орел увидел, что терапевты чаще всего заходят в тупик с клиентами, которые работают над процессами и краями,

Из книги автора

Клиент – это не вы! Мадам Фламбе продолжала: «До сих пор мы узнали, что иногда затруднения с клиентом связаны с тем фактом, что вы проходите через сходные этапы развития. Однако, – предостерегла она, – в некоторых ситуациях вы можете думать, что клиент похож на вас, но ваше

Из книги автора

«Клиент всегда прав» Все мы слышали этот девиз. На самом деле клиент не всегда прав, и те, кто непосредственно общается с клиентами, могут это подтвердить.Если очевидно, что клиент неправ и его требование решить проблему нереально, то продавец должен дипломатично убедить

Из книги автора

А как же клиент? В то время как психотерапевт наблюдает за клиентом и анализирует полученную от него информацию, клиент не должен быть пассивным. Перед ним стоит задача, от разрешения которой зависит успех терапии. На самом раннем этапе первичной консультации он должен

Из книги автора

Как клиент реагирует на психотерапевта В этой главе мы рассматривали различные аспекты знакомства с клиентом. Никогда не надо забывать, что одновременно и клиент знакомится с психотерапевтом. Имея в виду цели этой книги, мы не будем интерпретировать мысли клиента о

Из книги автора

С чем клиент приходит на терапию? Каждого клиента можно характеризовать с трех сторон. Во-первых, со стороны его прошлого опыта, культуры, личности, физических особенностей – все это изменить нельзя. Во-вторых, со стороны способов его поведения и общения, которые,

Практическое консультирование клиентов. Реальные психологические консультации. Все имена изменены, описание случаев приведено с согласия клиентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Приводится описание клиента по формальным социальным признакам, дается описание заявленной проблемы в том виде, как ее видит клиент на начало курса психологической консультации. Вкратце упоминаются основные вопросы, заданные терапевтом в течении сессии и соответствующая реакция клиента, разумеется, в том случае, если она, представляется психологу значимой. Перечисляются основные техники, используемые в течение консультации, а также заданные клиенту как домашнее задание. Далее дается описание результата, если таковой имел место, с точки зрения психолога.

ВИКТОР (февраль-март 2008 года)

37 лет

Образование высшее.

Религиозная принадлежность-затрудняется определить.

Социальное положение — безработный.

Неженат. Детей нет.

1. Консультация (1,5 часа)

Заявленная проблема-чувство пустоты и бессмысленности в жизни. Мысли о самоубийстве.

Путем расспросов выясняю, что основная эмоционально значимая тема – утрата отношений с любимой женщиной, которая произошла 2 года назад.

Я попросил рассказать историю отношений, с целью обнаружить наиболее эмоционально сильные моменты, для того, чтобы впоследствии, путем использования различных практик, возможно таких, как практики осознания и приятия, дать клиенту возможность прожить эти моменты заново, и, как возможное следствие, завершить «зависшую» ситуацию.

В ходе довольно длинного и подробного рассказа обнаружил довольно любопытную вещь, клиент рассказывает о значимых событиях вроде бы подробно и хронологически последовательно, но детали как бы растворяются или «замыливаются», и на мою просьбу пересказать подробно и детально определенную ситуацию следует выраженное, но завуалированное нежелание это делать.

То есть клиент честно пытается пересказать события, но детали постоянно ускользают из рассказа, чувствуется недоумение и легкое раздражение: « А зачем это нужно? Какая в этом необходимость», на что я даю объяснение, что детали важны потому, что это объективная картина произошедшего события, которые и определили в общем-то ту ситуацию, в которой находится клиент сейчас, и для того, чтобы понять эту ситуацию, надо как минимум понять ее причины, которые лежат в прошлом, в том числе и в поведении клиента.

Объяснение принято благосклонно (интеллектуальный уровень клиента довольно высок для того, чтобы «с ходу» объяснять некоторые подробности работы психолога), но от этого ясности в деталях не прибавилось.

Из чего я сделал промежуточный вывод о том, что,возможно, клиенту не хочется восстанавливать истинный ход событий, и легче (удобнее?) на данный момент пользоваться собственной интерпретацией.

В ходе расспросов также выясняется, что в отношениях с женщиной значимым моментом было то, что по мнению клиента, она принадлежит к другому социальному кругу, нежели принадлежал мой клиент, более высокому, и, по его мнению, он сильно проигрывал ей в смысле социально-культурного положения.

Несмотря на то, что объективно это безусловно не так. Также клиент делал в эти моменты акцент на значимые для него качества, которые проговаривались по сути как позитивное, но не принимаемое обществом противопоставление качествам женщины и ее круга.

Здесь можно обратить внимание на две детали: первая — это то, что клиент очевидно стремится идеализировать женщину, второе — это то, что клиент сам же противопоставляет этой идеализации (но уже не так явно) свои собственные качества, которые, по его мнению, не работают из-за неприятия их обществом.

По моему мнению, этими качествами клиент завуалированно «бравирует» и стремится выставить напоказ, получая обычно результат, по его же словам, довольно странной реакции со стороны общества. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в момент расставания инициатива все закончить принадлежала клиенту.

Интерпретация клиента звучала как: «Все равно я все испортил бы». Завершение отношений происходит на фоне внутреннего обещания продолжать любить ее всегда. На мой вопрос об отношении к любви вообще клиент ответил, что верит, что любовь только одна. На мой вопрос о том, было ли так всегда, ответ был, что такое мнение сформировалось после всей этой истории.

Промежуточная интерпретация с точки зрения психолога.

Возможно, у клиента страх ответственности за отношения. Так или иначе, завершение отношений явно имело для клиента большую ценность, чем их продолжение, возможно, на фоне завышенных требований к себе и, соответственно, к своему положению в мире. Очевидно стремление «не копать» глубже собственной интерпретации событий своей жизни. Очевидная склонность к аффекту и на этом фоне формированию сверхценной идеи.

Внутренняя сверхценность заменяет реальную жизнь и становится более значимой, чем реальность. Еще одной возможной внутренней сверхценностью в данном случае, возможно, является стремление быть «не как все» за счет выраженного поведения, отличающегося от общественно принятого. Обращает на себя внимание и факт возможной проекции своих собственных невостребованных качеств на другого человека, в данном случае, на женщину.

Вероятные действия – поиск альтернативных ценностей в жизни, формирование позитивного отношения к ним. Проработка и завершение прошлых отношений через техники осознания и приятия. Выявление «скрытых» внутренних причин конфликтов.

Вероятно, клиенту следует в дальнейшем предложить использовать технику противоположностей для выявления и последующего осознание проецируемых качеств.

Домашнее задание — написание автобиографии, рисуночный тест «несуществующее животное»

Возможные вопросы на следующую сессию:

По ключевым моментам автобиографии.

Понять какие черты характера выходили на первый план в критические моменты автобиографии, возможно, с точки зрения субличностей.

Более расширенно поговорить о том, что же такое, по его мнению, любовь.

Перевести в контекст любви к себе и к миру вообще. Рассмотреть любовь в контексте возникновения привязанностей. Определить те качества, которые для клиента являются значимыми в других людях.

Можно также поговорить о смысле жизни вообще, как он понимается клиентом.

2. Консультация (1час 20 минут)

Сразу выяснилось, что биография не готова. Клиент столкнулся, по его словам, с большими трудностями в написании биографии. Я спросил, почему так, и получил сначала весьма размытые общие ответы о том, что, вроде бы непонятно зачем все это и вообще, «типа не получается и все». Я настоял все же на более детальном ответе и выяснилось, что проблема связана с тем, что писать о некоторых моментах было просто неприятно и фактически это и сделало невозможным написание автобиографии вообще.

Я расспросил о этих моментах и поросил, как и на прошлой консультации, подробно описать некоторые из них.

Два момента были описаны, один из которых — школьная история с влюбленностью в клиента девушки, с которой, по словам клиента, он вел себя «по-свински», и теперь испытывает чувство вины и неприязни к себе.

Другой момент был связан с отношениями с родителями, когда, по словам клиента, они часто вторгались, довольно беспардонно, в его личную жизнь.

Я опять, как и в прошлый раз, попросил клиента описать совершенно конкретную ситуацию, связанную с вмешательством родителей в жизнь клиента, и опять встретился с той же трудностью, что и на прошлом сеансе: давая общую картину, клиент как бы «замыливал» детали, и было фактически невозможно понять, какие чувства он испытывал в этой ситуации, а на прямой вопрос вспомнить и осознать испытанные чувства, клиент отвечал так, что будто бы описывал происходящее с другим человеком.

Из данной ситуации я понял, что, возможно, клиент не совсем готов к реальной и глубокой работе, возможно, это связано с подсознательным страхом потери тех ценностей, которые хоть и травмирующие, но являются сверх-значимыми на данный момент.

После беседы по автобиографии я задал вопрос о том, если рассматривать его будущее в позитивном аспекте, как он его видит. На это я получил следующий ответ:

«Свобода в средствах, экстремальные развлечения, путешествия по миру, возможность общения с друзьями».

На вопрос какие качества, как он считает, необходимо ему развить, то, чего не хватает он ответил:

«Открытость, целеустремленность, собранность, способность доводить дело до конца, целостность, интуиция».

К сожалению, я не увидел среди значимых целей пункта о создании каких-либо отношений с женщинами. Однако в целом сделал вывод, что для первоначальной работы, есть определенный набор значимых альтернатив, что позволяет увидеть ситуацию не в таком безнадежном аспекте.

Домашнее задание.

Вопросы на следующую консультацию.

Отношения с родителями, выявление черт характера, сложившихся в тот период под влиянием отца и матери, выявление проблемных точек соприкосновения с родителями и их возможный анализ.

Промежуточная интерпретация.

Сопротивление клиента, стремление все свести к собственной интерпретации и нежелание видеть события под другим углом. Попытка свести все к логическим рассуждениям.

Вероятные действия.

Работа с прошлым, с ключевыми точками биографии, отношения с родителями.

Необходимо, чтобы клиент сам, для начала, хотя бы на формально-логическом уровне вывел хотя бы несколько причин, по которым он оказался в такой ситуации,это могло бы послужить поводом для иного (альтернативного) понимания.

Следовательно, надо продолжать более углубленную работу с прошлым клиента. Одновременно необходимо прорабатывать те значимые цели, которые были заявлены, что, возможно позволит сместить акцент с внутренней ситуации на внешнюю.

В одну из последующих консультаций предложить технику противоположностей.

По мнению психолога, прежде чем приступать к медитативым техникам, таким как символдрама и работа с субличностями, необходимо будет проводить работу в основном на понятном для клиента уровне формальной логике, попутно, работая с повышением осознанности. Вероятно, следует дать технику медленных движений и, в дальнейшем, добавить технику осознанности этих движений.

После второй консультации прошло более 2 месяцев, до настоящего момента клиент не высказывал желания продолжать. Он не выходит на связь и я узнаю о нем только через наших общих знакомых. К сожалению, следует сказать, что здесь налицо случай сильнейшего сопротивления ментальной матрицы клиента.

Определение проблемы клиенты - один из шагов психотерапевтического консультирования.

Клиент жалуется, изливает душу, консультант в это время должен разбираться в фактах, в конкретике и понять, что главное в этом ворохе проблем, где суть, где копать.

Одновременно с этим важно уяснить внутреннюю картины клиента (что клиент видит как проблему, как это переживает), понять, какая его объективная жизненная и личная ситуации, уровень его интеллекта и культуры, его состояние, настроение и пр.

Как найти и проверить гипотезу

В чем консультант разглядит причину клиента, зависит и от клиента, и от самого консультанта, от его личной истории и психологической школы, в которой он проходил профессиональную подготовку.

Как проверить, что гипотеза верна? Задаем вопросы чтобы подтвердить или опровергнуть. Видим очевидное согласие либо эмоциональный отклик - скорее всего копать тут.

А если гипотез пока нет? - Если вы не опытны и не знаете, что делать, пусть клиент сделает какую-то объемную работу: пройдет тест, заполнит какую-нибудь анкету. У вас появится материал для дополнительных размышлений, ну и просто будет дополнительное время подумать.

Конструктивность в психологическом консультировании

Очень часто проблема возникает и не решается в силу того, что она формулируется клиентом на неконструктивном, проблемном языке: языке чувств и языке негатива. Пока клиент остается в рамках этого языка, решения нет. Если психолог остается вместе с клиентом только в рамках этого языка, он решения не найдет также. Если же проблемная ситуация будет переформулирована на язык конструктива (язык поведения, язык действий) и на язык позитива, решение возможно.

См.вопр.5

5. Декларируемые и скрытые цели обращения за консультацией

Существуют универсальные цели, которые не зависят от теоретической ориентации. Эти цели сводятся к “достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья”. Конкретные цели клиентов имеют четыре составляющих:

- когнитивная (понимание того, в чем состоит проблема, в чем причина, истоки проблемы т.д.);

- эмоциональная (улучшение эмоциональное состояния, снятие чрезмерного эмоционального напряжения и т.д.);

- поведенческая составляющая (изменение поведения для улучшения межличностного взаимодействия, достижения успеха, изменения условий жизни и т.д.).

- мотивационная (насколько цель привлекательна, чтобы затрачивать усилия для ее достижения).

Как правило, клиент, ставит себе целью решение какой-либо одной стороны проблемы, (иногда двух): когнитивной, эмоциональной или поведенческой. Например, при проблеме в отношениях с мужем, женщина может поставить для себя цель понять, что ее (или ее мужа) так не устраивает в отношениях, или понять, что она хочет от этого брака (когнитивная составляющая). Другой целью может быть улучшение эмоционального самочувствия: чувствовать себя свободно и независимо в браке, или больше не обижаться, не раздражаться на мужа (эмоциональная составляющая). Также целью может служить изменение поведения мужа и своего собственного для улучшения взаимоотношений (поведенческая составляющая). Все эти составляющие тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессе работы над проблемой. На практике далеко не всегда происходит совпадение общих целей консультирования с конкретными целями клиента и конкретными целями консультанта.

При определении целей клиента прежде всего, следует разделять повод обращения к психологу, собственно цель получения психологической помощи и задачи , которые выполняются в процессе работы над проблемой.

Повод – это то, что клиент заявляет как беспокоящий его фактор, цель – это для чего он обратился к психологу, и что хочет получить от психолога-консультанта, а задачи – это каким образом эта цель будет достигнута, то есть какие шаги нужно будет предпринять на пути достижения цели. По идее, цели и задачи консультирования должны вытекать из повода обращения к психологу. Но клиент часто заявляет одну проблему, а на самом деле его беспокоит совсем другой вопрос.

Поэтому полезно всегда в начале консультации, задать три вопроса:

    Что для Вас будет хорошим результатом встречи с психологом, после чего Вы сможете сказать, что не зря пришли на консультацию?

    В чем Вы видите мою роль, как специалиста, чем я, как Вы считаете, могу Вам помочь?

    Что было сделано до прихода к психологу для решения проблемы (что конкретно, с каким результатом и считаете ли Вы, что было сделано все возможное)

Мальчик сообщает в полицию о бомбе – мама обращается к психологу по поводу поведения сына но с целью снизить штраф.

Другим важным моментом в определении целей, является разделение и осознание целей консультирования и целей самого психолога-консультанта. Если психолог преследует только цели консультирования, то он забывает о том, что он тоже человек, и у него есть свои цели, которые он преследует в процессе работы. Это его мотивационная, движущая сила, то, для чего он собственно пошел в эту профессию. У психолога есть свои скрытые цели, о которых он, к сожалению, не всегда догадывается. В таком случае, происходит та же самая картина, что и с клиентом, пришедшим на консультацию: смешивание повода и причины. Только у психолога-консультанта поводом является оказание психологической помощи, а причиной совсем другие цели, достижение которых жизненно необходимо психологу-человеку.

Таких скрытых целей множество, они все встречаются в той или иной мере в обычной жизни: повышение самопринятия и самоуважения, стремление к власти, реализация амбициозных устремлений, интерес к людям, общение, отыгрывание несформированных ролей, накопление профессионального опыта, жажда любви, стремление помогать и спасать, снижение собственной тревоги, осуществление контроля над жизнью и т.д. Некоторые из этих скрытых целей, являющимися двигателем работы психолога-консультанта трудно совместимы с профессиональной деятельностью. И здесь, безусловно, может помочь только личная психотерапия, которая каждому психологу обязательна.

Далеко не все цели являются недопустимыми в работе психолога. Большинство из них вполне удачно сочетаются с профессиональной деятельностью, именно они, являясь сильным мотивирующим фактором, позволяют работать с полной самоотдачей и удовольствием. Все дело в осознанности этих целей, и в степени, которую их достижение занимает в деятельности.

Когда психолог-консультант ясно осознает свои цели, то есть понимает, что лично он получает в процессе своей профессиональной деятельности, он способен в полной мере реализовывать универсальные цели консультирования, помогая клиенту также осознать свои истинные цели. Таким образом в пространстве консультирования остается совместная работа над общими целями, а мотивы оказываются той энергией, которая помогает реализовать эти цели.