Контрперенос и перенос в психологии. Эффект переноса в психологии и в жизни Перенос на потом в психологии

В гештальт-терапии контрперенос - это реакция терапевта на перенос клиента. Гингер С. и Гингер А. выделяют 6 способов взаимодействия терапевта и клиента:

  • перенос клиента на терапевта;
  • контрперенос терапевта в ответ на этот перенос;
  • перенос терапевта только на определенных клиентов (которые воспринимаются как дети, родители, соперники, ученики и т. д.);
  • контрперенос клиента в ответ на перенос терапевта;
  • актуальные чувства клиента, касающиеся личности самого терапевта;
  • актуальные чувства терапевта к самому клиенту

Эти способы взаимодействия я отразила в удобной схеме:

И если посмотреть динамику терапевтических отношений между клиентом и терапевтом, очень большая вероятность на каком-то этапе развитие переноса клиента и контрпереноса терапевта. В итоге эти отношения становятся контрпереносными, но не теряют своей терапевтичности при правильном подходе терапевта в работе с контрпереносом.

Для меня всегда остается важным вопрос о том, на каком моменте, этапе терапии возникает перенос клиента, с чем он связан, возникает ли в ответ контрперенос и какую стратегию работы выбрать.

Немного теории…

Джойс Ф. и Силлс Ш. выделяет следующие реакции терапевта на клиента:

А) Реалистичные реакции-ответы. Реакция терапевта связана с тем, как клиент ведет себя здесь и сейчас.

Например, у терапевта может быть много симпатии к клиенту, потому что клиент настроен дружелюбно. Или, например, клиент пугает терапевта, потому что чересчур агрессивен. В таком случае реакция терапевта - нормальное переживание того, что происходит здесь и сейчас.

Б) Активный контрперенос - это собственный незавершенный гештальт терапевта (часто у начинающих терапевтов, это слепое пятно, когда требуется супервизия или личная терапия) *Я называю эту реакцию переносом терапевта

Кларксон П. называет такой контрперенос активным . Например, терапевт может чувствовать волнение, когда клиент напоминает ему его одинокую мать. Терапевту важно осознать, что это в терапию привнес, по большей части, он сам. Лучше всего проработать эту тему с супервизором и терапевтом.

М. Кан выделяет два вида:

– реакции-ответы на материал клиента, который «цепляет» материал терапевта (клиент рассказывает о свадьбе, а разведенный терапевт завидует или злится)

– характерные реакции-ответы (конкурентность, болезненная реакция на критику и другие индивидуальные особенности терапевта, тогда он всегда будет конкурировать с клиентом или страдать, когда клиент критикует). Обнаружить такие реакции можно, замечая, чем сходны реакции терапевта с разными клиентами

В) Реагирующий (наведенный) контперенос (чаще всего именно такие переносы подразумевают, когда говорят о контрпереносах вообще). В основу такого разделения положена терапевтическая польза или опасность

Этот перенос - реакция терапевта на ожидания клиента. У реагирующего контрпереноса есть две разновидности (по Г.Ракеру) :

согласующейся перенос (конкордантный) : терапевт чувствуете то же, что клиент. Например, клиенту кажется, что терапевт на него злится, его не одобряет, и поэтому он испуган. В свою очередь, терапевт тоже чувствует испуг или гнев - чувство, которое отвергает в себе клиент.

дополнительный контрперенос (комплиментарный) (проективная контридентификация по Лебедевой Н.) : терапевт принимаете ту роль, в которой клиент его видит. При таком переносе клиент бессознательно способствует тому, чтобы терапевт занял уготованную клиентом позицию. Например, если клиент видит в терапевте родительскую фигуру, терапевт может действительно испытывать недовольство, как и отец клиента. Иногда такой перенос выливается в неосознанную ролевую игру, когда терапевт действительно начинаете вести себя в соответствии с ожиданиями клиента и тем самым укрепляет его в своих позициях. Например, клиент снова видит в терапевте родительскую фигуру, но очень слабую и беззащитную. Клиент ведет себя очень требовательно и резко, терапевт начинает защищаться, избегать контакта, то есть делать именно то, чего ждет от него клиент, а клиент, соответственно, еще больше загорается и так до бесконечности. В такой ситуации важно быть внимательным к тому, что происходит в поле и не поддаваться на провокации клиента.

Counter-transference; Gegenhbertragung) - частный случай проекции, используемый для описания бессознательного эмоционального ответа-реакции аналитика на анализанда в терапевтическом взаимоотношении (см. также перенос). Например, аналитик с комплексом по поводу своего нереализованного желания стать артистом может очароваться артистическими способностями своего клиента в ущерб аналитическому процессу.

"Переносу соответствует контрперенос со стороны аналитика, когда последний проектирует то или иное содержание, которое он не осознает, но которое тем не менее в нем существует. В этом случае контрперенос, аналогично переносу пациента, может оказаться полезным и значимым в той же степени, как и мешающим, в зависимости от того, насколько глубоко устанавливается взаимосвязь - раппорт, необходимый и существенный для реализации определенных бессознательных содержаний. Как и перенос, контрперенос компульсивен по своей природе, демонстрируя насильственную связь, на базе которой он создает "мистическое" или бессознательное отождествление с объектом" (CW 8, par. 519).

Рабочее аналитическое взаимоотношение строится на предположении, что аналитик не столь невротичен, как анализанд. Хотя продолжительный личностный анализ является основным требованием в подготовке аналитиков, никакой гарантии от проекции нет.

"Даже если у аналитика нет невроза, а только более обширная область бессознательного сверх обычной, то этого уже достаточно для образования взаимного бессознательного, т.е. контрпереноса. Это явление является одной из главных опасностей при занятии психотерапией. Оно приводит к психическому заражению обоих - и аналитика, и пациента, а сам аналитический процесс к остановке" (CW 16, par. 545; ЮПП, пар. 545).

КОНТРПЕРЕНОС

Совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос. В этом правильном значении К. является мешающим, искажающим фактором в лечении. В расширенном значении К. - эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента (Райкрофт Ч., 1995).

Впервые термин "К." был употреблен Фрейдом (Freud S., 1910) при обсуждении будущих перспектив психоанализа. Касаясь работы психоаналитика, Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление К., которое необходимо распознать и преодолеть его, "ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления...". Точно так же как в переносе с самого начала Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциаций пациента, в К. он постоянно видел преграду к свободе понимания пациента психоаналитиком. В этом контексте Фрейд рассматривал сознание аналитика как "инструмент", эффективному функционированию которого препятствует К. Фрейд придавал огромное значение "психоаналитическому очищению" (1912) еще и потому, что его беспокоили опасности, которым психоаналитический метод может подвергнуться из-за неправильного использования, а также из научных соображений.

Первоначально Фрейд (1910) был сторонником постоянного самоанализа для аналитика, но вскоре пришел к мысли, что это весьма сложно из-за собственного сопротивления самопониманию, и стал рекомендовать психоанализ для самого аналитика. Обоснованность "тренировочного анализа" аргументировалась необходимостью достичь инсайта и преодолеть психологические недостатки, создаваемые неразрешенными бессознательными конфликтами. Позднее, считая, что и такой метод не является вполне адекватным, Фрейд (1937) предложил прохождение психоанализа аналитиком каждые пять лет. Эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно из-за того, что тренировочные анализы стали намного продолжительнее и - как следствие этого - более тщательными. Однако повторные анализы не являются чем-то необычным среди аналитиков, особенно если они ощущают трудности в своей работе или вне ее (Сандлер Дж. и др., 1995).

В то время как перенос за короткое время превратился из основного препятствия в самый мощный ресурс лечения, К. сохранял свой негативный образ почти сорок лет. Он противоречил утвержденному временем научному идеалу, которому был предан Фрейд и который был для него важен как по причине личного убеждения, так и ради репутации его противоречивого метода. Требование преодолеть невротические конфликты, и особенно их проявление по отношению к пациенту в К., привело к откровенно фобическому отношению аналитиков к своим чувствам. Эти причины были решающими факторами в очень непохожих историях концепций переноса и К. Только гораздо позднее эти отдельные пути сошлись в понимании того, что "мы имеем дело с системой отношений, в которой каждый фактор является функцией другого" (Томэ Х., Кехеле Х., 1996).

Большой шаг вперед в разработке понятия К. в психоаналитических работах произошел в тот период, когда стало очевидным, сколь важную помощь данное явление может оказать психоаналитику в понимании информации, получаемой от пациента. Вперед выдвинулась идея о том, что психоаналитик несет в себе элементы понимания и осмысления процессов, протекающих в психике пациента, что эти элементы осознаются не сразу, а могут быть обнаружены, если психоаналитик, выслушивая пациента, обозревает свои собственные ментальные ассоциации. Эта идея имплицитно содержалась в описаниях Фрейда (1912), посвященных ценности нейтрального, или "свободно парящего", внимания, но первое четкое высказывание о позитивном значении К. было сделано Хайман (Heiman P.), а затем продолжено другими аналитиками. Хайман стала рассматривать К. как явление, включающее все чувства, испытываемые аналитиком по отношению к пациенту. В этом состоянии аналитик должен оказаться в состоянии сдерживать свои чувства, в то время как пациент, наоборот, "разряжается", общаясь с аналитиком. Хайман считала, что психоаналитик должен использовать свою эмоциональную реакцию на пациента - свой К. - в качестве ключа для понимания. Осознание психоаналитиком своих реакций может, таким образом, обеспечить дополнительный доступ к распознаванию бессознательных ментальных процессов пациента (Сандлер Дж. и др., 1995).

Работы клейнианского аналитика Ракера (Racker H., 1953) связали К. с таким понятием, как проективная идентификация. Ракер рассматривал К. психоаналитика как реакцию на проективные идентификации пациента. Он различал два типа таких реакций: конкордантные (согласующиеся) и комплементарные (дополнительные). В первом случае аналитик идентифицируется с пациентом; во втором со значимыми объектами переноса пациента. В этом состоянии аналитик испытывает в реакциях К. чувства, которые пациент приписывает его объекту переноса, в то время как пациент повторно испытывает чувства, которые он имел к его первоначальной родительской фигуре (Сандлер Дж. и др., 1995; Марголис Б., 1994).

Уинникот (Winnicott D. W., 1947) предлагал различать чувства, основанные на текущей идентификации с пациентом, - объективный К. - от реакций К., возникающих из ранних идентификаций и основных задержек в истории самого аналитика - субъективный К. (Марголис, 1994). Объективный К. отражает текущую идентификацию и эмпатический регресс аналитика с пациентом. Объективные чувства вызваны чувствами переноса пациента и, независимо от их характера и интенсивности, остаются ограниченными терапевтическим взаимодействием между аналитиком и пациентом. Они часто упоминаются как индуцированные чувства. Субъективные К. чувства также в значительной степени индуцированы чувствами переноса пациента. Поначалу они заметно не отличаются от объективных. Однако эмпатический регресс аналитика с пациентом скоро уступает регрессу под влиянием актуализировавшихся ранних идентификаций и паттернов приспособления психотерапевта и неразрешенных конфликтов вокруг них.

Объективный К. обычно ограничивается по времени промежутком аналитического сеанса. Когда пациент уходит, аналитик открыт для новых впечатлений от следующего пациента. По контрасту характеристикой субъективного К. является зачастую продление реакций К. за пределы сессии. Чувства гнева, сексуальное волнение, которое не спадает в течение нескольких часов и дней, - часто являются признаками субъективного К. К ним может также относиться то, что аналитик реагирует на всех своих пациентов в любое время с идентичным настроением, например раздражением, беспокойством, депрессией. Другая отличительная черта - отыгрывание вовне. Субъективный контрперенос ограничивается не только сильными чувствами гнева, сексуального возбуждения или отыгрыванием. Часто его присутствие выдается застоем в анализе, вызванным сопротивлением контрпереноса.

Арлоу (Arlow J. А., 1985) выделяет несколько аспектов психоаналитического взаимодействия, которые способствуют появлению К. Первым из них является постоянная идентификация с пациентом, базирующаяся главным образом на разделяемых бессознательных фантазиях.

Это происходит, когда аналитик идентифицируется с пациентом в том смысле, что бессознательные фантазии и желания пациента соответствуют постоянным бессознательным фантазиям и желаниям аналитика. Здесь необходимо провести разграничение между эмпатией и К. В эмпатии и в К. происходит идентификация с пациентом. Но в эмпатии идентификация - это лишь временное разделение производных выражений бессознательных фантазий и желаний пациента. При обычном ходе событий за этим следует разрыв идентификации и отделение от пациента. Опыт разделения с пациентом производных бессознательных фантазий служит ключом для понимания конфликтов пациента. В случае К, аналитик остается фиксированным на точке идентификации с пациентом. Он пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам пациента. Соответственно аналитик становится склонным к переживаниям злоключений этих конфликтов, и у него может появиться тенденция отыгрывать это или реагировать защитным образом. Довольно сложно провести адекватное различие между временной идентификацией, которая характеризует эмпатию, и постоянной идентификацией, которая приводит к К.

Разрешение этому Арлоу находит в парадоксе - то, что является эмпатией для одного человека, может у другого оказаться К. Эффекты постоянной контртрансферной идентификации различны. Классическое слепое пятно, т. е. "отказ" или неспособность "увидеть", о чем идет речь в материале, является лишь одной формой отклика и, вероятно, самой распространенной. Что происходит в действительности, так это то, что аналитик не хочет, чтобы материал пациента напоминал ему о собственных бессознательных конфликтах. Таким образом, он упускает из вида интерпретацию или не может преподнести ее, оправдывая свое нежелание различными рационализациями. В дополнение к этому существует тенденция отклонять внимание пациента от продолжения следования производным его бессознательного конфликта некоторыми интервенциями, которые привлекают внимание к другим элементам материала, а также занимать моралистическую позицию и осуждать в пациенте то, что аналитик не может выносить в себе самом.

Вторая форма К. нарушений вытекает из природы материала, который представляет пациент. Это может пробуждать фантазийные желания в аналитике, которые не являются обязательно идентичными бессознательным желаниям пациента. Они могут быть дополнительными, как в случае желания пациента быть спасенным и желания аналитика спасать. В примерах, где существует сильный, неразрешенный действующий у аналитика конфликт, материал, достаточно удаленный по отношению к центральным конфликтам пациента, может тем не менее оказывать пробуждающий эффект на потенциал аналитика к К.

И в-третьих, существуют примеры, в которых нечто в самой аналитической ситуации как таковой пробуждает конфликты аналитика. Уже упоминалось желание спасать. Аналитический сеттинг может быть представлен как театр, где аналитик может играть некую бессознательную роль центрального действующего лица перед восхищенной аудиторией - возможность обнаружить свой ум или использовать аналитическую ситуацию как пробную площадку для своих способностей. С другой стороны, он может принять роль восхищенного слушателя, бессознательно идентифицируясь с пациентом. Физические условия аналитической ситуации, лежащий пациент, пассивность аналитика и/или пациента может прочитываться аналитиком в терминах, стимулирующих бессознательные желания, связанные с пассивностью, мазохизмом и т. д.

Рассматривая сложность феномена К., Сандлер и др. (1995) приходят к следующим выводам: 1) в ходе терапии у аналитика возникают реакции в виде К., и эти реакции существуют на протяжении всего лечения; 2) К. может привести к осложнениям в ходе психоаналитического процесса или к неправильному его проведению. Это может произойти, если (и когда) психоаналитик не осознает какие-то аспекты своих К. реакций на пациента или не способен справиться с ними в случае, когда он их осознает; 3) постоянное внимательное изучение аналитиком всего разнообразия своих чувств и отношений к пациенту может способствовать более глубокому проникновению в процессы психической жизни пациента.

КОНТРПЕРЕНОС

Ситуация, при которой чувства и установки аналитика по отношению к пациенту являются дериватами прежних ситуаций жизни аналитика, перемещенных на пациента. Таким образом, контрперенос отражает собственные бессознательные реакции аналитика но пациента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными. Феномен аналогичен переносу, имеющему огромное терапевтическое значение при анализе. В узком смысле контрперенос определяется как специфическая реакция на перенос пациента. Некоторые относят к нему все эмоциональные реакции аналитика на пациента - сознательные и бессознательные, в частности, те, что препятствуют аналитическому пониманию и технике. В таком расширенном понимании этот феномен, пожалуй, лучше называть контрреагировонием. Под влиянием контрпереноса анализ для аналитика приобретает бессознательный конфликтный смысл, вместо того чтобы быть адаптированным к реальности и свободным от конфликтов. Проявления контрпереноса крайне многообразны. Чаще всего он возникает, когда аналитик идентифицируется с пациентом, реагирует на продуцируемый им материал или аспекты аналитической ситуации. В этих условиях стимулируются бессознательные стремления, стоящие за чертами характера аналитика, а их дериваты проявляются в его мыслях, чувствах и действиях.

Реакции, проистекающие из бессознательных конфликтов аналитика, отличаются от реакций на личность пациента и терапевтическую ситуацию. Первые могут препятствовать аналитической нейтральности и создавать "слепые пятна", мешающие эмпатии и пониманию; в крайних случаях контрперенос может приводить к отыгрыванию. С другой стороны, внимательное изучение аналитиком чувств, возникающих при контрпереносе, дает ключ к пониманию поведения пациента, его чувств и мыслей, облегчая тем самым проникновение в его бессознательное. Такое тщательное самоисследование является одной из основных целей учебного анализа, помогающего аналитику осознать собственные конфликты и их производные.

И контрперенос, и эмпатия предполагают механизм идентификации, однако здесь имеются существенные различия. При эмпатии идентификация представляет собой преходящее, временное переживание с пациентом производных проявлений его бессознательных фантазий. Возникающий аффективный резонанс с пациентом может способствовать лучшему пониманию его конфликтов. При идентификации же, возникающей вследствие непроанализированного контрпереноса, для аналитика такой инсайт невозможен, поскольку он сам оказывается "захваченным" конфликтом, аналогичным таковому у пациента.

В последние годы отраженный в психоаналитической литературе интерес к проблеме контрпереноса возрастает, возможно, в результате повышенного внимания к вопросам аналитических взаимоотношений. Некоторые авторы считают, что контрперенос представляет собой биполярный феномен, поскольку и аналитик, и пациент реагируют но переносы друг друга. Представляется, что анализ детей, а также психотических, пограничных и нарциссических пациентов порождает более сложные реакции контрпереноса; возрастание объема работы такого рода также повлияло на повышение интереса к контрпереносу.

Контрперенос

Countertransference). Хорни использовала этот термин в значении проявления структуры характера, а не детских переживаний. В терапии под данным термином подразумевается структура характера аналитика.

КОНТРПЕРЕНОС

1. В психоанализе – проекция аналитиком своих эмоций (то есть перенос) на клиента. 2. Более общее значение, эмоциональная вовлеченность аналитика в терапевтическое взаимодействие. В первом значении контрперенос является неблагоприятным элементом в психоанализе и может быть разрушительным. В последнем значении это считается благоприятным, и некоторые даже считают это неизбежным.

Контрперенос

Специфическая, часто бессознательная эмоционалъная реакция терапевта на специфический способ переноса пациента. В той степени, в какой оно доступно рефлексии терапевта, оно используется при вынесении клинических суждений; если же оно не поддается рефлексии, оно становится препятствующим терапии фактором, который должен быть прояснен с помощью либо самоанализа, либо анализа, проведенного другим терапевтом.

КОНТРПЕРЕНОС (КОНТРТРАНСФЕР)

перенесение бессознательных чувств и реакций аналитика на пациента. В широком смысле – эмоциональное отношение аналитика к пациенту, испытываемые им в процессе анализа чувства к нему, его реакции на психическое состояние и поведение больного. В узком смысле – бессознательные процессы, связанные с реакцией аналитика на перенос пациента.

Если с проблемой переноса З. Фрейд столкнулся на ранних этапах своей терапевтической деятельности, то представление о контрпереносе возникло у него позднее и сформировалось в процессе развития теории и практики психоанализа. Первые упоминания об этом явлении были сделаны им в 1910 г. В частности, в одном из писем к венгерскому психоаналитику Ш. Ференци (1873–1933), написанном им в октябре 1910 г. после их совместной поездки на Сицилию, З. Фрейд объяснял своему коллеге, почему он не отругал его и не указал правильный путь к пониманию того, что было предметом их обсуждения во время путешествия. Он отметил, что не является тем «психоаналитическим сверхчеловеком», которого они смоделировали, и не преодолел в себе «обратного переноса». Поясняя свою мысль, он писал: «Мне это не удается, как не удается и в отношениях с моими тремя сыновьями, поскольку я их люблю и жалею».

Ранее, в марте 1910 г., на состоявшемся в Нюрнберге II Международном психоаналитическом конгрессе З. Фрейд выступил с докладом (опубликованным в 1911 г.), в котором поднял вопрос о нововведениях в технику психоанализа, касающихся как сопротивлений пациента, так и личности врача, проявляющего «встречное перенесение». Он подчеркнул, что «встречное перенесение» возникает «благодаря влиянию пациента на бессознательные чувства врача» и высказал мысль о необходимости предъявления аналитику такого требования, в соответствии с которым тот должен научиться «распознавать и одолевать это встречное перенесение».

По мере расширения практики психоанализа стало очевидным, что в процессе психоаналитического лечения аналитик не только испытывает разнообразные чувства к пациенту, но и переносит их на него. Он переносит на него свои собственные переживания, уходящие корнями в ближайшее или отдаленное прошлое, но активизировавшиеся в процессе общением с пациентом.

Эмоциональные реакции на пациента связаны с комплексами и внутренними сопротивлениями, присущими психоаналитику. В этом смысле контрперенос мешает успешному лечению. Поэтому каждый психоаналитик должен пройти личный анализ, чтобы тем самым лучше разобраться со своим собственным бессознательным.

Психоаналитик обязан понимать свои бессознательные чувства и реакции, осуществлять контроль над ними. Только в этом случае он может использовать контрперенос во благо лечения пациента, так как понимание собственного бессознательного способствует пониманию бессознательного другого человека.

Контрперенос характеризуется амбивалентностью, двойственностью чувств и эмоций. Психоаналитик может по-разному реагировать на поведение пациента: испытывать к нему сострадание и проявлять профессиональную безучастность; верить ему на слово и сомневаться в правдивости сказанного; внешне располагать к себе и внутренне негодовать по поводу дурных привычек пациента; вести борьбу с самим собой, не поддаваясь эмоциям, или бессознательно следовать им, обнаруживая свою заинтересованность в установлении тех или иных отношений с пациентом.

Явно или неявно проявляющиеся нежные, эротически окрашенные чувства пациента к психоаналитику могут породить у него ответное чувство. Контрперенос подобного рода характерен чаще всего для начинающих молодых психоаналитиков или для тех, чья личная жизнь не удалась. Искушение ответить взаимностью на любовь пациента, доставить ему удовлетворение, воспользоваться благоприятным случаем – все это может стать серьезным испытанием для психоаналитика.

З. Фрейд в категорической форме выступал против подобного проявления чувств контрпереноса у психоаналитика. Он считал недопустимыми любые попытки психоаналитика ответить на предлагаемую ему нежность и тем более влюбленность пациента. По выражению З. Фрейда, аналитическая техника возлагает на врача обязанность отказывать пациенту в его требовании удовлетворения чувства любви. Речь идет не только о сексуальном воздержании психоаналитика, но и о его способности тактично вести себя с пациентом, не обижая его и не оскорбляя его чувств. Уступка любовным требованиям пациента всегда ведет к провалам психоаналитического лечения.

В процессе аналитической терапии могут возникнуть и такие ситуации, когда пациент не нравится аналитику, вызывает у него внутреннее раздражение, негодование и даже враждебность, в результате чего неосознанно для себя он начинает заниматься не столько лечением больного, сколько борьбой с ним. В этом случае контрперенос может привести к тому, что аналитик превратится из сочувствующего терапевта, в подозрительного, сверхтребовательного и даже карающего оппонента, бессознательно отыгрывающего на нем испытанные ранее, часто в раннем детстве, переживания и реакции, связанные, например, с различного рода обидами, ревностью, местью.

Контрперенос проявляется благодаря влиянию пациента на бессознательные чувства психоаналитика. Поэтому одно из основных требований психоаналитического лечения заключается в том, что психоаналитик должен вовремя распознать и одолеть свой контрперенос.

З. Фрейд подчеркивал, что каждый психоаналитик добивается успехов в своей практической деятельности настолько, «насколько допускают его собственные комплексы и внутренние сопротивления». Вот почему психоаналитик должен не только начинать свою деятельность с самоанализа, но и беспрерывно углублять его по мере расширения клинической практики и нарастания опыта общения с пациентами. Как замечал З. Фрейд, «кто ничего не может достичь в таком самоанализе, должен убедиться в своей неспособности лечить анализом больных».

З. Фрейд воспринимал контрперенос в основном в форме негативного явления, затрудняющего аналитическую работу. Сходных взглядов придерживались и другие психоаналитики, которые предприняли дальнейшие шаги в понимании негативных последствий контрпереноса. В частности, В. Райх (1897–1957) считал, что в некоторых случаях, когда в процессе анализа не осуществляется аффективный негативный перенос, виноват не столько пациент, сколько аналитик, который или не замечает негативных возбуждений у пациента, или препятствует их развертыванию, или благодаря преувеличенному дружелюбию укрепляет свою вытесненную агрессивность. Он также исходил из того, что противоположный характер контрпереноса обусловлен неспособностью выносить позитивный перенос, связанный с сексуальными проявлениями пациента. В этом случае, как утверждал В. Райх в работе «Характероанализ» (1933), «собственный страх аналитика перед чувственно-сексуальными проявлениями пациента часто не только сильно препятствует лечению, но и вполне может не допустить установления генитального примата у пациента».

Если в представлении одних психоаналитиков контрперенос являлся негативным, нежелательным явлением, то некоторые специалисты в области психоанализа рассматривали эмоциональные реакции аналитика на пациента в качестве естественного феномена, не столько препятствующего анализу, сколько способствующего подчас эффективному осуществлению его. Так, Ш. Ференци (1873–1933) считал, что в ряде случаев аналитик не должен подавлять или скрывать свои ответные чувства, а, напротив, открыто их выражать. Взгляды З. Фрейда, В. Райха, Ш. Ференци и других психоаналитиков на контрперенос послужили толчком к обсуждению данной проблемы, что в 30 – 40-х годах нашло свое отражение в работах М. Балинта и А. Балинт «О переносе и контрпереносе» (1939), Д. Винникотта «Ненависть в контрпереносе» (1949).

Последующее развитие теории и практики психоанализа сопровождалось изменением отношения психоаналитиков к роли контрпереноса в аналитическом процессе. Одни психоаналитики исходили из того, что контрперенос имеет столь же существенное значение для аналитической терапии, как и перенос, и, следовательно, тому и другому следует уделять равное внимание при психоаналитическом лечении. Другие, наряду с признанием негативной составляющей контрпереноса, подчеркивали важное значение позитивных характеристик его и необходимость более продуктивного, чем это было сделано З. Фрейдом, изучения контрпереносных реакций аналитика на пациента. Третьи отстаивали позицию, согласно которой контрперенос является важным инструментом работы аналитика и может быть использован в процессе психоаналитической терапии в качестве эффективной техники.

В частности, П. Хайманн в статье «О контрпереносе» (1950) выдвинула следующие положения: требование З. Фрейда об умении аналитика распознавать и контролировать свой контрперенос не означает, что контрперенос является негативным фактором; из этого требования следует, что аналитик должен использовать свои эмоциональные реакции «как ключ к бессознательному пациента»; бессознательное аналитика «понимает бессознательное пациента»; непосредственная эмоциональная реакция аналитика на пациента является «важным ориентиром в бессознательных процессах пациента»; эмоциональная чувствительность аналитика должна носить не интенсивный, а скорее «экстенсивный, дифференцирующий и подвижный характер»; словом, «контрперенос аналитика – это инструмент исследования бессознательного пациента».

Дальнейшие дискуссии по проблеме контрпереноса нашли свое отражение в работах А. Райх «О контрпереносе» (1951), М. Литтла «Контрперенос и реакции пациента на него» (1951), Р. Флисса «Контрперенос и контридентификация» (1953), Г. Раскера «Вклад в проблему контрпереноса» (1953), Д. Орра «Перенос и контрперенос» (1954), Л. Тауэра «Контрперенос» (1956), О. Кернберга «Размышления о контрпереносе» (1965), Г. Левельда «Перенос-контрперенос» (1986), Г. Блюма «Контрперенос и теория техники» (1986), Дж. Кохона «Контрперенос: независимый взгляд» (1986), «Контрперенос» (под ред. Е. Слактера, 1987), С. Абенда «Контрперенос и психоаналитическая техника» (1989), С. Стейна «Влияние теории на контрперенос психоаналитика» (1991), Г. Феймберга «Контрпереносная позиция и контрперенос» (1992), М. Соломона «О любви и похоти при контрпереносе» (1997) и других психоаналитиков.

На современном этапе развития теории и практики психоанализа в центре внимания исследователей находятся такие проблемы, как «невроз контрпереноса», идеализация контрпереноса, превращение контрпереноса в эмпатию и различие между ними, технические проблемы контрпереноса при работе с нарциссическими и психотическими пациентами, опасность растворения аналитика в пациенте, углубленное понимание контрпереноса как переноса аналитиком на пациента его собственных эмоциональных реакций, вызванных к жизни неразрешенными внутриличностными конфликтами и как реакции аналитика на перенос пациента.

Перенос, трансфер (лат. transfere – переносить, перевозить) – перенос на терапевта эмоционального отношения клиента к значимым для него людям (отцу, матери и другим).

Термин «перенос» впервые стал применяться в психоанализе. Фрейд считал, что феномен переноса присущ любым человеческим отношениям в обыденной жизни. Первоначальные источники реакций переноса – значимые люди ранних лет жизни ребенка. Реакции переноса в последующей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, ранее принадлежавшие родителям. По Фрейду, перенос происходит из эротических источников, и, как правило, сексуально окрашен.

Различается «позитивный перенос» – перенос чувств любви, уважения, доверия, привязанности и «негативный перенос» – перенос чувства страха, ненависти, отвращения.

На психотерапевтическом приеме эти чувства могут спонтанно возникать у клиента при отсутствии в поведении терапевта объективных причин для этого. Перенос действует тем сильней, чем меньше о нем догадываются. Пациент переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств.

Терапевт может осознанно использовать реакции переноса своего клиента в процессе терапевтической сессии. Перенос в этом случае выступает как способ, с помощью которого клиент вспоминает то, что забыл, что является неосознанным источником его психических страданий.

По моему мнению, возникновение переноса в терапии, есть момент положительный, способствующий продвижению в работе. Его (перенос) не стоит предотвращать, гораздо более полезно развивать его в терапевтических целях.

В реальной консультации перенос проявляется очень по-разному… Это может быть, например, отношением клиента к терапевту как родителю или прошлому сексуальному партнеру. Клиент как бы стремится получить от терапевта то, что ему недоставало в реальной жизни. Или отомстить за то, что, с точки зрения клиента, не было отомщено. Терапевт становится как бы «заместителем» реального человека, предмета или даже события…

При этом важно не забывать четко отслеживать возникновение и развитие контрпереноса…

Контрперенос – ситуация, при которой чувства и установки терапевта по отношению к клиенту являются следствием прежних ситуаций жизни терапевта, перемещенных на клиента.

Таким образом, контрперенос отражает собственные бессознательные реакции терапевта на клиента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными.

Феномен контрпереноса аналогичен переносу. Однако, в отличие от переноса, имеющего огромное терапевтическое значение, влияние контрпереноса на терапию не столь однозначно. Снижает вероятность контрпереноса регулярное прохождение терапевтом «личной терапии».

Любое событие, при котором ожидания относительно своих возможностей совпали с реальными возможностями, есть проявление адекватной самооценки, и по этой причине может (и даже должно) быть внесено в этот список…

КОНТРПЕРЕНОС

Совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос. В этом правильном значении К. является мешающим, искажающим фактором в лечении. В расширенном значении К. - эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента (Райкрофт Ч., 1995).
Впервые термин «К.» был употреблен Фрейдом (Freud S., 1910) при обсуждении будущих перспектив психоанализа. Касаясь работы психоаналитика, Фрейд указывает, что в результате влияния пациента на бессознательное психоаналитика возникает явление К., которое необходимо распознать и преодолеть его, «ни один психоаналитик не продвигается в своей работе дальше, чем ему позволяют собственные комплексы и внутренние сопротивления...». Точно так же как в переносе с самого начала Фрейд усматривал препятствие потоку свободных ассоциаций пациента, в К. он постоянно видел преграду к свободе понимания пациента психоаналитиком. В этом контексте Фрейд рассматривал сознание аналитика как «инструмент», эффективному функционированию которого препятствует К. Фрейд придавал огромное значение «психоаналитическому очищению» (1912) еще и потому, что его беспокоили опасности, которым психоаналитический метод может подвергнуться из-за неправильного использования, а также из научных соображений.
Первоначально Фрейд (1910) был сторонником постоянного самоанализа для аналитика, но вскоре пришел к мысли, что это весьма сложно из-за собственного сопротивления самопониманию, и стал рекомендовать психоанализ для самого аналитика. Обоснованность «тренировочного анализа» аргументировалась необходимостью достичь инсайта и преодолеть психологические недостатки, создаваемые неразрешенными бессознательными конфликтами. Позднее, считая, что и такой метод не является вполне адекватным, Фрейд (1937) предложил прохождение психоанализа аналитиком каждые пять лет. Эта рекомендация обычно не соблюдалась, возможно из-за того, что тренировочные анализы стали намного продолжительнее и - как следствие этого - более тщательными. Однако повторные анализы не являются чем-то необычным среди аналитиков, особенно если они ощущают трудности в своей работе или вне ее (Сандлер Дж. и др., 1995).
В то время как перенос за короткое время превратился из основного препятствия в самый мощный ресурс лечения, К. сохранял свой негативный образ почти сорок лет. Он противоречил утвержденному временем научному идеалу, которому был предан Фрейд и который был для него важен как по причине личного убеждения, так и ради репутации его противоречивого метода. Требование преодолеть невротические конфликты, и особенно их проявление по отношению к пациенту в К., привело к откровенно фобическому отношению аналитиков к своим чувствам. Эти причины были решающими факторами в очень непохожих историях концепций переноса и К. Только гораздо позднее эти отдельные пути сошлись в понимании того, что «мы имеем дело с системой отношений, в которой каждый фактор является функцией другого» (Томэ Х., Кёхеле Х., 1996).
Большой шаг вперед в разработке понятия К. в психоаналитических работах произошел в тот период, когда стало очевидным, сколь важную помощь данное явление может оказать психоаналитику в понимании информации, получаемой от пациента. Вперед выдвинулась идея о том, что психоаналитик несет в себе элементы понимания и осмысления процессов, протекающих в психике пациента, что эти элементы осознаются не сразу, а могут быть обнаружены, если психоаналитик, выслушивая пациента, обозревает свои собственные ментальные ассоциации. Эта идея имплицитно содержалась в описаниях Фрейда (1912), посвященных ценности нейтрального, или «свободно парящего», внимания, но первое четкое высказывание о позитивном значении К. было сделано Хайман (Heiman P.), а затем продолжено другими аналитиками. Хайман стала рассматривать К. как явление, включающее все чувства, испытываемые аналитиком по отношению к пациенту. В этом состоянии аналитик должен оказаться в состоянии сдерживать свои чувства, в то время как пациент, наоборот, «разряжается», общаясь с аналитиком. Хайман считала, что психоаналитик должен использовать свою эмоциональную реакцию на пациента - свой К. - в качестве ключа для понимания. Осознание психоаналитиком своих реакций может, таким образом, обеспечить дополнительный доступ к распознаванию бессознательных ментальных процессов пациента (Сандлер Дж. и др., 1995).
Работы клейнианского аналитика Ракера (Racker H., 1953) связали К. с таким понятием, как проективная идентификация. Ракер рассматривал К. психоаналитика как реакцию на проективные идентификации пациента. Он различал два типа таких реакций: конкордантные (согласующиеся) и комплементарные (дополнительные). В первом случае аналитик идентифицируется с пациентом; во втором со значимыми объектами переноса пациента. В этом состоянии аналитик испытывает в реакциях К. чувства, которые пациент приписывает его объекту переноса, в то время как пациент повторно испытывает чувства, которые он имел к его первоначальной родительской фигуре (Сандлер Дж. и др., 1995; Марголис Б., 1994).
Уинникот (Winnicott D. W., 1947) предлагал различать чувства, основанные на текущей идентификации с пациентом, - объективный К. - от реакций К., возникающих из ранних идентификаций и основных задержек в истории самого аналитика - субъективный К. (Марголис, 1994). Объективный К. отражает текущую идентификацию и эмпатический регресс аналитика с пациентом. Объективные чувства вызваны чувствами переноса пациента и, независимо от их характера и интенсивности, остаются ограниченными терапевтическим взаимодействием между аналитиком и пациентом. Они часто упоминаются как индуцированные чувства. Субъективные К. чувства также в значительной степени индуцированы чувствами переноса пациента. Поначалу они заметно не отличаются от объективных. Однако эмпатический регресс аналитика с пациентом скоро уступает регрессу под влиянием актуализировавшихся ранних идентификаций и паттернов приспособления психотерапевта и неразрешенных конфликтов вокруг них.
Объективный К. обычно ограничивается по времени промежутком аналитического сеанса. Когда пациент уходит, аналитик открыт для новых впечатлений от следующего пациента. По контрасту характеристикой субъективного К. является зачастую продление реакций К. за пределы сессии. Чувства гнева, сексуальное волнение, которое не спадает в течение нескольких часов и дней, - часто являются признаками субъективного К. К ним может также относиться то, что аналитик реагирует на всех своих пациентов в любое время с идентичным настроением, например раздражением, беспокойством, депрессией. Другая отличительная черта - отыгрывание вовне. Субъективный контрперенос ограничивается не только сильными чувствами гнева, сексуального возбуждения или отыгрыванием. Часто его присутствие выдается застоем в анализе, вызванным сопротивлением контрпереноса.
Арлоу (Arlow J. А., 1985) выделяет несколько аспектов психоаналитического взаимодействия, которые способствуют появлению К. Первым из них является постоянная идентификация с пациентом, базирующаяся главным образом на разделяемых бессознательных фантазиях.
Это происходит, когда аналитик идентифицируется с пациентом в том смысле, что бессознательные фантазии и желания пациента соответствуют постоянным бессознательным фантазиям и желаниям аналитика. Здесь необходимо провести разграничение между эмпатией и К. В эмпатии и в К. происходит идентификация с пациентом. Но в эмпатии идентификация - это лишь временное разделение производных выражений бессознательных фантазий и желаний пациента. При обычном ходе событий за этим следует разрыв идентификации и отделение от пациента. Опыт разделения с пациентом производных бессознательных фантазий служит ключом для понимания конфликтов пациента. В случае К, аналитик остается фиксированным на точке идентификации с пациентом. Он пойман в сети конфликтов, идентичных конфликтам пациента. Соответственно аналитик становится склонным к переживаниям злоключений этих конфликтов, и у него может появиться тенденция отыгрывать это или реагировать защитным образом. Довольно сложно провести адекватное различие между временной идентификацией, которая характеризует эмпатию, и постоянной идентификацией, которая приводит к К.
Разрешение этому Арлоу находит в парадоксе - то, что является эмпатией для одного человека, может у другого оказаться К. Эффекты постоянной контртрансферной идентификации различны. Классическое слепое пятно, т. е. «отказ» или неспособность «увидеть», о чем идет речь в материале, является лишь одной формой отклика и, вероятно, самой распространенной. Что происходит в действительности, так это то, что аналитик не хочет, чтобы материал пациента напоминал ему о собственных бессознательных конфликтах. Таким образом, он упускает из вида интерпретацию или не может преподнести ее, оправдывая свое нежелание различными рационализациями. В дополнение к этому существует тенденция отклонять внимание пациента от продолжения следования производным его бессознательного конфликта некоторыми интервенциями, которые привлекают внимание к другим элементам материала, а также занимать моралистическую позицию и осуждать в пациенте то, что аналитик не может выносить в себе самом.
Вторая форма К. нарушений вытекает из природы материала, который представляет пациент. Это может пробуждать фантазийные желания в аналитике, которые не являются обязательно идентичными бессознательным желаниям пациента. Они могут быть дополнительными, как в случае желания пациента быть спасенным и желания аналитика спасать. В примерах, где существует сильный, неразрешенный действующий у аналитика конфликт, материал, достаточно удаленный по отношению к центральным конфликтам пациента, может тем не менее оказывать пробуждающий эффект на потенциал аналитика к К.
И в-третьих, существуют примеры, в которых нечто в самой аналитической ситуации как таковой пробуждает конфликты аналитика. Уже упоминалось желание спасать. Аналитический сеттинг может быть представлен как театр, где аналитик может играть некую бессознательную роль центрального действующего лица перед восхищенной аудиторией - возможность обнаружить свой ум или использовать аналитическую ситуацию как пробную площадку для своих способностей. С другой стороны, он может принять роль восхищенного слушателя, бессознательно идентифицируясь с пациентом. Физические условия аналитической ситуации, лежащий пациент, пассивность аналитика и/или пациента может прочитываться аналитиком в терминах, стимулирующих бессознательные желания, связанные с пассивностью, мазохизмом и т. д.
Рассматривая сложность феномена К., Сандлер и др. (1995) приходят к следующим выводам: 1) в ходе терапии у аналитика возникают реакции в виде К., и эти реакции существуют на протяжении всего лечения; 2) К. может привести к осложнениям в ходе психоаналитического процесса или к неправильному его проведению. Это может произойти, если (и когда) психоаналитик не осознает какие-то аспекты своих К. реакций на пациента или не способен справиться с ними в случае, когда он их осознает; 3) постоянное внимательное изучение аналитиком всего разнообразия своих чувств и отношений к пациенту может способствовать более глубокому проникновению в процессы психической жизни пациента.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "КОНТРПЕРЕНОС" в других словарях:

    Фрейд определил контрперенос как эмоциональную ответную реакцию аналитика на пациента, возникающую в результате воздействий, которые анализируемый оказывает на бессознательные чувства врача. Из этого можно сделать логический вывод, что Фрейд… … Википедия

    Контрперенос - При проведении психоаистиза терапевт может неосознанно проецировать на пациента чувства или конфликты, возникающие в его собственной жизни. Абсолютно необходимо. чтобы терапевт осознавал такую возможность и не допускал ее осуществления.… … Большая психологическая энциклопедия

    КОНТРПЕРЕНОС - (Counter transference; Gegenhbertragung) частный случай проекции, используемый для описания бессознательного эмоционального ответа реакции аналитика на анализанда в терапевтическом взаимоотношении (см. также перенос). Например, аналитик с… … Словарь по аналитической психологии

    Контрперенос - (countertransference) явление в психотерапии, когда собственные чувства, биография и ценности терапевтов скрытым образом влияют на их интерпретацию проблем пациента … Общая психология: глоссарий

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… …

    Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из за специфики психотерапии он в той или … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья о расстройстве личности. О неврозе см. Истерия. Истерическое расстройство личности МКБ 10 F60.460.4 МКБ 9 … Википедия

    Психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education… … Психологический словарь

    Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном… … Психологическая энциклопедия

    Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… … Психотерапевтическая энциклопедия

Книги

  • Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса , Сандлер Дж. , Авторы прослеживают возникновение и употребление представителями различных психоаналитических школ таких основных терминов, как перенос, контрперенос, сопротивление, отреагирование, инсайт,… Категория: Общая психология: монографии и сборники Серия: библиотека психоаналитика Издатель:

Эффект переноса в психологии и в жизни.
В когнитивной психологии при анализе моделей поведения личности часто встречается понятие явления переноса (или проекции), это известный психологический эффект, заключающийся в сознательном, или иногда в бессознательном переносе ранее пережитых, или же, переживаемых в настоящее время чувств, эмоций, собственных мыслей, принадлежащих одному человеку, на другого. Встречаются также и проекции собственных поступков, приписываемые индивидуумом другому лицу. Это одна из возможных и наиболее привычных человеку порочащих его форм иллюзий, также это самая обычная для многих реакция психологической защиты. Как может выглядеть перенос собственного поступка: например, муж, будучи неверным своей жене, с искренней яростью и абсолютной уверенностью может начать сам обвинять свою супругу в изменах. Или должностное лицо, совершив неудачную махинацию на рабочем месте, непременно найдет пути сделать виновным нижестоящего сотрудника и не просто «сделать», а именно подвести всё так, что он, как начальник, вроде бы даже и ни причем, мало того - в полном удивлении от происходящего… То есть, человек полностью верит в свои проекции. И еще пример, скорее всего, знакомый многим: «Я не виновата, это он соблазнил меня», - слова какой-нибудь офисной секретарши (менеджера), приложившей все усилия заполучить своего шефа…
Феномен переноса может быть выражен не только в переносе собственных эмоций, чувств, либо мыслей (когда идет эффект домысливания за партнера, или собеседника), но также, это явление может быть (чаще всего так и бывает), проявлено и в переносе конкретного действия: Часто бывает так, когда человек, испытавший что-либо негативное, деструктивное, болезненное, пытается сделать так, чтобы кто-то из его приближенных испытал тоже самое. Это явление, как поведенческий фактор, хорошо прослеживается уже с детского возраста, когда, например, родители, справедливо за что-либо ругая своего ребенка, попутно шлепают его по мягкому месту, ребенок обижается, затем понимая, что не сможет дать сдачи, обижается еще сильнее, нервная система сигнализирует о должном выходе эмоций, и затем, он со злостью пинает ногой младшего брата, или свою маленькую собачку, либо, если таковых нет, то какую-нибудь мягкую игрушку, к примеру, плюшевого мишку. То есть, индивидуум, сбрасывая свою агрессию, переносит своё желаемое действие на более доступный к этому объект. Взрослый же человек, проявляя этот эффект, может действовать намного более изощренно и даже неявно. Это называется месть...
Явление переноса довольно часто встречается в повседневной жизни в межличностном общении. Например, перенос, выражаемый в завуалированных, или даже в откровенных пожеланиях. Как часто от собеседника, и даже порою от близких нам людей (а это, тем более, бывает очень неприятно), мы можем слышать фразы: «когда-нибудь тебя жизнь так тряханёт, что мало не покажется…», или «когда будешь на моем месте..», или «когда с тобой тоже самое случится, вспомнишь меня..», «когда ты состаришься, и у тебя будет то-то и то-то.., вот тогда мы посмотрим на тебя…», итд. Люди не справляются со своими личными переживаниями и с собственным характером: человеческая натура в подавляющем большинстве случаев мелка и мстительна. Редко кто обращает все проекции на себя и заглядывает в своё нутро, ища причины там… Многие очень успешно умеют срывать свою накопленную злость, негативизм, внутреннюю неудовлетворённость жизнью на других людях. Даже, казалось бы, близкие люди, возможно что и неосознанно, но все же, своими словами-утверждениями намеревают что–то плохое своим же ближним. Какова основа подобных прогнозов? Конечно же, это желание переноса - я же это испытал, и ты теперь побудь на моем месте: «мужики все изменяют, так что не обольщайся, что твой тебе будет верен» - может «в сердцах» сказать одна подруга другой; «не думай, что ты там кому-то нужен, на своей работе: сократят при первой же возможности, вот увидишь», - так может прозвучать словесная «солидарность» сокращенного компаньона; «раз у твоей матери седина ранняя, у тебя, скорее всего тоже также будет» - может сострадательно «обнадежить» кто-то из родственников … Впрочем, совсем не обязательно, чтобы проекции прозвучали вслух: чаще всего они обитают в невысказанных мыслях людей. И как они были бы внутренне удовлетворены, если бы их пожелания сбылись… Есть ли противоядие к таким установкам ближних? Есть: для начала знать о них, а затем, понимая всю субъективность этих суждений, не пропускать эти зёрна в собственную реальность, ну и высший пилотаж - просто быть для подобных пророчеств прозрачным как воздух, что практически означает уметь не принимать по отношению к себе никакой посланный деструктив. В таких случаях помогает осознание того, что «я сам во многом ответственен за своё здоровье, за личную и социальную жизнь, а потому, всё, что я могу делать – я делаю…»
Если проецирующему человеку напрямую попытаться указать на его поведение, то при всех попытках достучаться до сознания подобных людей, обычно, такие старания оказываются тщетны. Реакция, как правило, будет шаблонно-обратной: озлобленность, или даже агрессия, причем, эти же люди вполне могут обвинить в ненависти и агрессии именно вас, и что самое удивительное – начать желать вам научиться «любить людей»... Налицо снова эффект переноса… Поэтому, на попытки изменить чье-либо восприятие лучше не тратить своё время и силы... Такие люди не понимают, или упорно не хотят понимать, что выпущенная мыслеформа, не найдя пристанища непременно вернется к своему хозяину, к тому, кто ее испустил. Так люди учатся познавать причины и следствия, правда от следствий они очень страдают и еще больше озлобляются, а истинных причин упорно не хотят видеть, ведь для этого требуется трезвый взгляд на самого себя. Мало того, многое по отношению к собственной персоне воспринимается, как несправедливое, в то время как самому себе в отношении других людей допускаются большие скидки…
Суть эффекта переноса проста: эмоции, чувства, действия, переносятся с реального объекта на его заместитель…
По поляризации проявления перенос бывает:
С отрицательным проявлением: например, маленькая девочка, регулярно наблюдавшая сцены угнётенной домашней обстановки (психологическое насилие, брань, скверное отношение отца к матери, итд) решает, что «все мужчины должно быть такие…» (кроме этого примера – в эту же категорию подходят все примеры разобранные выше).
Нейтральное значение переноса: мужчина выбирает себе женщину, чем-то напоминающую ему его мать.., или женщина стремиться найти мужа, с которым бы можно было ощущать себя в полной безопасности (проекция на мужчину с архетипа отца). Или женщина, у которой первый мужчина, к которому она испытала «серьёзные чувства» был с определённым набором внешних качеств, то всех последующих партнёров она может подсознательно выбирать примерно таких же…Впрочем, тот же самый стереотип может проявиться и у мужчин. Данные примеры говорят о проецировании неких образов на других людей.
В некоторых (но редких) случаях перенос может сыграть очень положительную роль, высвечивая лучшие качества человека: так например, когда мужчина (особенно когда он потерял родителей, или с родителями не ладятся отношения) переносит всю свою заботу и любовь на свою женщину…, или жена – на мужа…, или одинокий человек на котёнка (собаку)… Но это единственный вариант положительного значения явления переноса.
Иногда перенос может олицетворять связь времён: так взрослый мужчина по-прежнему может любить своих «солдатиков», стоящих у него на полке, и пока никто не видит – даже поигрывать в них. Или женщина, имеющая потребность покупать себе кукол (хотя бы просто для коллекции). Либо это может быть перенос какой-либо привычки или поведенческой особенности из времен детства (например привычка показательно надувать губки, чтобы вызвать у близких жалость, или более эмоционально выразить свою обиду). Последний пример говорит о том, что перенос используется в манипулятивных целях.
Перенос также бывает и в фантазийных формах: например, свои сексуальные фантазии после просмотра специфического фильма, кто-либо из партнёров переносит на реального человека в сексуальной близости, даже если тот этого не хочет…
Противоположный перенос данному примеру: идеализация: когда личность, имея какие-то свои представления, идеалы, или даже кумира с определенным набором особенностей, переносит эти образы на своего партнера по жизни, считая, что последний обязательно должен соответствовать этим образам…
Таким образом, реакции переноса не всегда бессознательны. Напротив, чаще всего они осознаются. Почти все люди тем, или иным способом выражают свои индивидуальные реакции переноса. Как правило, такие особенности (рассматриваем отрицательные аспекты явления переноса) очень стойкие и побороть их человеку довольно трудно. Многие люди используют перенос в качестве самозащиты, самоутверждения, или в качестве некой хитрости, позволяющей успешно сманипулировать ситуацию. Перенос имеет мотив: желание удовлетворения. По сути, это замкнутый круг: человек лелеет свои слабости. Забавно то, что по принципу подобия, слабый человек (и имеющий определённый уровень развития) притягивает в свою жизнь таких же слабых духом людей, примерно того же уровня развития сознания… Иногда такие люди могут быть похожи друг на друга своими качествами, иногда они совсем разные, но в данном случае не важно, что характерологические индивидуальности в социальных связках могут сильно разниться: важно то, что один человек, снимая с себя ответственность, проецируя и перенося что-либо (говорим здесь о негативных эффектах переноса) на другого, как правило натыкается на точно такую же реакцию со стороны своего спутника (собеседника, компаньона, знакомого, итд). Это явление называется контр-переносом… Наталкиваясь на контр-перенос с психикой индивидуума происходит следующее: Первая реакция обычно – временное отупение умственной деятельности, затем приходит понимание того, что желаемое не получилось, и следует вторая попытка, третья… Со стороны другого лица – всё тоже самое… Далее люди обвиняют друг друга в непонимании, происходят ссоры с нарастающими реакциями агрессии с обоих сторон. Вот почему говорят, что в некотором роде, люди являются зеркалами друг друга. И так будет до тех пор, пока это не надоест обоим, или пока одна из взаимодействующих сторон не скажет себе «стоп!» и не начнет задумываться над вопросом: «почему в моей жизни так происходит?, может быть в том, что произошло есть и доля моей вины…», ибо без тщательного анализа ситуации никакого продуктивного изменения не произойдёт. Взросление сознания личности начинается с объективности суждения о себе…
Некоторые психологи считают, что явление переноса – это своего рода сопротивление. Но чему сопротивляется личность? Если в некоторых случаях перенос очень хорошо помогает избавиться от чувства вины, то да… В таком случае, это сопротивление своей совести. И всё же, точнее будет сказать, что перенос – это невыросшее сознание, застревание на определенном уровне, где кроме самозащиты это может быть и форма созданной (удобной) иллюзии, и сознательная модель манипуляции… Отношения, базирующиеся на переносах (кроме того единственного правильного переноса, который выше был приведён в пример), всегда лишены истинности, постоянства (хотя они могут быть долгими, но они не прочны в своих связках), сплоченности и продуктивности. Скорее они действуют угнетающим фактором на психику, нежели помогают обрести двум людям чувство семьи. Такие отношения для каждого из партнёров служат великолепным уроком и показывают, что счастья, гармонии, а также ощущения, что «у меня есть «тыл», «отдушина», «смысл в жизни» никогда не постичь, пока каждый из пары будет практиковать этот эффект (основываться на эффекте переноса). И пока человек не осознает наличие этого фактора в самом себе, он будет наступать на одни и те же «грабли».
Конечно, эффект переноса больше всего демонстрируют амбициозные люди, также невротики и люди, склонные к различным авантюрам, однако если быть по отношению к себе честным, то каждый человек, в той или иной степени и не единожды в своей жизни, применял перенос. Весь вопрос лишь в том, насколько мы сами честны перед самим собой и как четко мы слышим свою совесть. Человеческий эгоизм устроен так, что он склонен к самооправданию, в тоже время он зорко следит за проявлениями окружающего мира по отношению к нему самому. Поэтому, пока так будет устроено общество, то можно говорить, что мир людей иллюзией порожден и в иллюзии пребывает. А от того верна народная мудрость: Хочешь изменить мир – начни с себя.