Как развить выворотность ног для художественной гимнастики. Методическая разработка «Система упражнений, направленных на выработку выворотности ног Упражнения для выворотности ног

И тут надо либо ограничиться тремя подпунктами и четырьмя абзацами, либо закапываться уже глубоко и надолго. Причём, прям совсем последовательно пройти по дороге от и до тут не получится. Придётся копать с начала с одного края, потом с другого, а потом с середины.

В общем, текст выйдет местами рваный, местами не связный, местами технический. Вдобавок к опусу так или иначе прибавится толстый-толстый слой мистики и фантазий – что также потребует определённых энергозатрат "на разгрести", вычленяя из этого шизотерического барахла хоть что-то разумное.

Короче, на горизонте раскрытие тазобедренных суставов и всё, что с этим связано.

Я прямо сейчас вижу несколько крупных тем, требующих осмысления:

Анатомия тазобедренных суставов
- анатомия коленного сустава (неочевидная штука при освоении лотоса)
- как осуществляется движение в суставах
- что оказывает влияние на освоение лотоса (и прочих подобных штук)
- мышечный аппарат и его развитие
- тесты на мобильность суставов
- на что направлены упражнения на гибкость (и чего они сделать не могут)
- где начинаются травмы при разработке лотоса (и всего аналогичного)
- главные надежды и провалы тренирующихся
- какие варианты работ, когда совсем всё плохо
- какие конкретные упражнения, на что будут работать
- как их связывать между собой
Последние три пункта пойдут в закрытый раздел.

Вообще, вся тема получается очень обширной. Предполагаю, что описание пунктов растянется не на один месяц.

Поэтому давайте начинать.
И начнём мы непосредственно с анатомии. Иначе не получится. Не будем понимать, что за что цепляется.

В общем, начинаем со скучного и технического. Постараюсь попроще и покороче. С минимальным текстом и максимальными картинками.

Часть 1. Анатомия тазобедренных суставов.

Тазобедренные суставы являются одними из самых крупных суставов нашего тела. А самое главное, что это основные, опорные суставы – на них приходится основная нагрузка при ходьбе, переносе тяжестей и прочих радостях жизни.

Собственно кости таза участвуют в образовании трёх сочленений:

  • лобкового симфиза,
  • парного крестцово-подвздошного сустава,
  • парного тазобедренного сустава.

Лобковый симфиз и крестцово-подвздошный сустав малоподвижны, а в чашеобразном тазобедренном суставе, который обеспечивает одновременно устойчивость тела и подвижность ноги, возможен достаточно большой объём движений.

Суставная впадина тазобедренного сустава образована тазовой костью и называется вертлужной (ацетабулярной) впадиной. По краю этой впадины располагается вертлужная губа - волокнисто-хрящевое образование. Она увеличивает глубину впадины на 30%, но главная её функция состоит в равномерной смазке суставного хряща головки бедренной кости синовиальной жидкостью (суставной).

Внутри вертлужной впадины находится головка бедренной кости, которая связана с телом бедренной кости при помощи шейки.

Вокруг сустава есть суставная капсула, которая содержит связки, укрепляющие тазобедренный сустав. Ещё одна мощная связка (называемая связкой головки бедренной кости или круглая связка) связывает головку бедренной кости с дном вертлужной впадины.

Более наглядно все подробности процесса можно посмотреть в фильме ниже.
Фильм длинный, но нас интересуют только первые 15 минут. Хотя и дальше тоже интересно)

С анатомией всё! Переходим к практике.

Часть 2. Выворотность
Вот это первая штука покрытая мглой таинственности и избранности.
Что из себя представляет выворотность?

Выворотность – это способность к свободному развертыванию ног (от бедра до кончиков пальцев) наружу, параллельно линии плеч.

Выглядит это как на картинке внизу.
Положение называется «бабочка».

За этой «бабочкой» гоняются многие, но ловят её далеко не все. И дело тут не в прилежности и стараниях, а в анатомии.

Вы, кстати, в курсе, что в балет берут далеко не всех желающих? Желание, как и грациозность, вообще, не входят в список отбора конкурсантов. Главные критерии – возраст и выворотность.

По поводу возраста чуть позже. А по поводу выворотности расскажу прямо сейчас.

Для начала тест №1 из приёмного экзамена балетной школы

Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (здесь смотрим на прилагающуюся картинку).

Затее экзаменатор берётся руками за бёдра чуть выше колен и помогает ребенку дораскрыться. При этом экзаменатор чувствует насколько легко или тяжело ребёнок выполняет конечное положение.

При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями.

При недостаточной выворотности ног, колени при приседании не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

Если в этом положении колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).

Тест №3
Это уже в догонку.

Ребёнок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем экзаменатор поднимает ему ногу в сторону на 90 градусов и осторожно отводит её назад. При этом отслеживается положении ноги в выворотном состоянии. Если у ребёнка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.

Рисунок по этому поводу ниже. Спроецируйте сами в голове траекторию, по которой балерина перенесёт ногу из положения вбок в положение назад, не меняя при этом выворотности и высоты ноги.

Авторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна
Должность: пдо
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Выворотность танцора с анатомической точки зрения"
Дата публикации: 22.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Выворотность танцора с анатомической

точки зрения

ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д.

Классический танец - это основа всех танцев. Ведь именно в классическом

танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы

классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он

непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах,

а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из

необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно

ее развивать с детства.

Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике

танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в

повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и

уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно

снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами.

Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком,

начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно

развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные

ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора.

Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава,

силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и

возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12

годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец

выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности

частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на

«привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без

специальной подготовки такое положение суставов может быть просто

опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность

просто обязательна, это единственный способ избежать травм.

Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей

всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность

– это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер,

коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка.

Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что-

то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не

посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность.

Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет

смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и

наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте

выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы

ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,-

внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей

выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом

времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму.

К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой

безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим

эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических:

выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы

в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает

спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии:

при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости

находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом,

устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей

амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава.

Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу

нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав

монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В

норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают

за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают

положение.

Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего

развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)-

один из способов преодоления анатомических ограничений движения

человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость

развивает максимальную подвижность в анатомически естественных

положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна

человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма

ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава.

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические

характеристики пространства движения, не изменяя его топологических

свойств, выворотность же меняет топологические характеристики

пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть

ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при

правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей

внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая

«выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный

сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической

активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в

тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности

напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно-

двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью,

выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не

является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не

физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии

выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила,

быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не

развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности

(хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.)

выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее

воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе

общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза,

выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости:

выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще

одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в

хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью

которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех

основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения –

производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец.

Более того, выворотность как способ расширения спектра движений

человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже

отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное

отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть

выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла

наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что

термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в

партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке

включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и

т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и

боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно

было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры

знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при

выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не

снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется

костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения

вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина

неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если

вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой

вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя

сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают

чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет

роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного

суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса

свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует

лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические

предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом

бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться,

если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не

обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как

известно, не обладала.

Упражнения для улучшения выворотности:

Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к

груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз,

распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также

медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол,

согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко

подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в

боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра

первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая

поясницу к полу.

Упражнение 3(активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на

животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть,

стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть

стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает

удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на

область крестца.

Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности,

которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности

определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц,

которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины

супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий

вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда

вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка

назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают

«закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости.

Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в

коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг

продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой

берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс

приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность

супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и

выворотность «в колене» отсутствует.

В-третьих, выворотность зависит от развития мышц -супинаторов бедра и

способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы,

супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при

сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают

держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра,

одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность.

Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого

не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел

бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава;

таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой

движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся

вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и

усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы,

словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра

«раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6

внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь

стабилизируют и поддерживают положение.

Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за

выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из

6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на

большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза.

Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую

бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы

разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие

мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают,

что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают,

подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут

перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны

сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при

приземлении.

Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно

держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу

подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так

постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями

во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно,

как часто вы их тянете!

Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно:

Ложитесь на живот, ноги вместе

(прямые, невыворотные), голова повернута в сторону.

Положите кончики пальцев на ягодицы.

Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите

Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно

заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца

включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить

работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять

нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и

продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего

страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только

немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе

и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это

задумала природа!

Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во

время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной

поверхности. Ягодица опорной ноги должна напрягаться при каждом шаге,

чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого

добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка!

Выворотность для танцора необходима. Выработка специальных навыков

классического танца ведется долго, кропотливо, иногда безуспешно.

Ещё раз о выворотности.

В методике по классическому танцу можно прочитать, что почти все упражнения по классическому танцу способствуют развитию выворотности.

Но, наверное, надо правильно понимать слово развитие, ведь можно развивать только то, что уже имеется. Укрепление мышц в выворотном положении тоже является её развитием.

Любая методика описывает упражнение уже в конечном, в идеальном варианте. То есть когда выворотность — уже не проблема.

Иногда кажется, что классический танец — искусство для «избранных».

И если от природы у Вас нет выворотности, то Вам «не грозит» ни одна из танцевальных Академий. Вас туда просто не возьмут.

Выводы напрашиваются сами. Сначала надо выработать выворотность, а потом перейти к изучению упражнений, которые на практике способствуют её укреплению.

Сами по себе упражнения выворотность не вырабатывают. Её вырабатываете Вы лично, уделяя должное внимание правильности выполнения упражнения.

А что делать, если её просто нет?

Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Вы находитесь в самом начале обучения. Задержитесь подольше на специальных упражнения для выворотности.

То что Вы сейчас строите — это фундамент Вашего здания, которое Вы отстроите в будущем. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее здание.

Займитесь основательно выворотностью.

Не считайте это потерей времени. Не думайте, что за это время, Вы бы могли выучить пять или десять новых упражнений в классическом танце. Потому что даже если Вы их разберёте и начнёте работать на невыворотные ноги, они не дадут Вам нужного результата.

Выработав выворотность сейчас, Вы наверстаете упущенное, а лучше сказать уделённое этому время в дальнейшем.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение.

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди при пятой позиции ног, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте: «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Думаю, что нет.

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

Что такое выворотность ног, зачем она нужна, как её разработать, можно ли развить выворотность во взрослом возрасте – этими и многими другими вопросами задаётся каждый, кто занимается не только танцами, но и боевыми и духовными практиками (единоборства и йога).

Начнем по порядку:

Выворотность ног - это способность развернуть ноги, в положение en dehors, когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность – самая, в этом отношении, расширенная выворотность, так как затрагивает и тазобедренный сустав и коленный и голеностопный.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата и не зависит от функции мышечной системы. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины, т.е. если вертлужная впадина неглубокая (рис 1.), а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные, можно ожидать хорошую выворотность, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах (рис 2.), которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Определить степень выворотности просто: если при глубоком приседании оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями – выворотность хорошая, если при приседании колени широко не раскрываются, а уходят вперед – выворотность недостаточна.

иллюстрация «Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

При прочих равных данных – высокий подъем, хорошая птичка, растянутые спина, иксовые ноги – именно выворотность балетных позиций создает образ классического танца.

Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют её разрабатыванию?

Кроме эстетического аспекта – выворотные позиции всегда придают танцу художественную законченность – выворотность носит и более практическую функцию. С её помощью можно выполнять высокоамплитудны е отведения бедра, при относительно ровном положении корпуса, таким образом, это способ расширения спектра движения человека, что в той или иной степени присуще любому танцу. Проще говоря, выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия, так как при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, т.е. устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

Исходное положение - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в исходное положение

Лягушка» (пассивное). Исходное положение – лечь на живот, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится и оказывает давление на крестец,прижимая поясницу к полу. Почувствовать работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно зажав монетку

Хара Л.В., педагог дополнительного образования по хореографии ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

Выворотность ног как важная составляющая хореографии.

Когда у учащихся ноги поставлены

Правильно, есть уже выворотность,

Развиты мускулы – можно приступать

К прохождению allegro.

А.Я. Ваганова


Одной из основ хореографии, особенно классической и существенной ее особенностью является выворотное положение ног. Наличие, развитие и сохранение выворотности является обязательным условием для воспитания будущего танцовщика.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не "перекашивая" таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения - производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу "модерн".

Выворотность зависит, во-первых, от возможности разворачивать бедро наружу . На неё влияют направленность и глубина отверстий вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда вертлужные впадины неглубокие, и их отвестия направлены наружу (слегка назад). Глубокие и направленные вперёд вертлужные впадины создают "закрытый таз", в таком случае, природная выворотность отсутствует. Выворотность в детском возрасте определяется умением в положении сидя, или лежа на животе без напряжения класть колени (стопы соединены) на пол, при этом в положении лежа таз и бедра не должны подниматься, а оставаться на полу.

Выворотность зависит, во-вторых, от способности разворачивать наружу голень в коленном суставе. К 10 - 12 годам бедренная кость скручивается вокруг продольной оси внутрь, а большая берцовая - кнаружи. Скручивание большой берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс приводит к развороту носков стоп кнаружи и даёт возможность разворачивать голень. При "косолапости" носки обращены внутрь, и выворотность "в колене" отсутсвует.

Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого отведения ноги: большой вертел, который уходит за край вертлужной впадины, не упираясь в неё.
Развитие и сохранение выворотности достигается повседневной хореографической тренировкой. Она развивает внутренние мышцы бедра, голени и стопы, увеличивает пластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела.
Выворотное положение ног в балете вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Устранение костного препятствия даёт возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создаётся линии и рисунок классического танца. В народно-сценичесокй хореографии выворотность менее важна, но, тем не менее, целый ряд упражнений и движений без хорошей выворотности будут лишены исполнительского качества.

Выворотность зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина не глубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности.
Выворотность – это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер, коленей, поясницы и, в конце концов, осанка. Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком, начиная от тазобедренного сустава. Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости. Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12 годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой.

Тест:правильно ли развернута нога: встать выворотно(стопы по 1 позиции,180 градусов) и медленно согнуть колени. Если колени «смотрят» на пальцы ног, все нормально. Если колени уходят вперед, а стопы в сторону – внимание, проблема: нужно как можно скорее озадачиться развитием и воспитанием вывортности, иначе при дальнейшем обучении возможны травмы.

Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как известно, не обладала.

Начинать нужно с не сложных партерных упражнений:

Упражнение 1 (активное). И.п. - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. "Лягушка" (пассивное) . И.п. - сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Второй вариант выполнения упражнения: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. "Лягушка на животе" (активное и пассивное, если с партнером). И.п. - лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное - если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Как правило, детям, с не достаточной выворотностью, подобные упражнения будут доставлять дискомфорт. Поэтому важно научить ребенка не зажимать и перенапрягать мышцы, а наоброт, уметь расслабиться и зафиксировать положение.

Изучая развернутые позиции ног у станка, надо помнить о том, что выворотность – это непривычное и неестественное состояние и подолгу удерживать статичные положения детям, особенно маленьким, трудно и скучно. Важно, чтобы ученики физически были готовы работать у станка. Хорошо отработав позиции и упражнения у станка, выработав достаточную выворотность ног, можно переходить на середину зала. Позы классического танца невозможны без хорошей выворотности. Ею обеспечивается устойчивость . Выворотное положение стопы увеличивает площадь опоры, сцепление с полом в три раза. Во время исполнения allegro появляется возможность мягкого бесшумного приземления с заданной высоты прыжка и удержания инерционных сил, не говоря уже о том, что в «выворотном» положении стопа «застрахована» от «подворачивания», т.к. закрепляется в щиколотке коленом и тазобедренным суставом.